В течение нескольких лет в СМИ и соцсетях активно муссируется тема с заброшенным памятником в районе бывшего гарнизона авиаполка на Сухой Речке. К нему организовывались памятные поездки байкеров, учёных, путешественников и прочих. И все эти рейды заканчивались почитанием памяти «неизвестных лётчиков, погибших при отражении американского налёта». А пошла эта недостоверная информация со списка памятников Хасанского муниципального района, где под номером 106 значится «Братская безымянная могила лётчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Во-первых, здесь кроется несколько ошибок:
— налёт осуществлялся не бомбардировщиками, а американскими истребителями;
— перехвата американских самолётов со стороны нашей авиации не было, как не было и жертв среди лётчиков;
— ну и, нет чёткой даты. Формулировка расплывчатая. Откуда изначально пошла эта неверная информация, не известно. В связи с этим, мы решили разобраться в этом вопросе.
Проведя большую работу с документами Центрального военно-морского архива МО РФ, мы смогли выяснить, что 8 октября 1950 года двумя американскими истребителями Lockheed F-80 Shooting Star была нарушена воздушная граница в районе станции Барабаш, после чего, придя на приморский аэродром Сухая Речка, с 16:18 до 16:23 с высоты 150 метров самолёты сделали три захода (а не два, как везде писалось ранее). В результате обстрела жертв среди лётного состава 821-го истребительного авиаполка, базирующегося на данном аэродроме, не было. Подтверждением тому служит засекреченный ранее «Журнал учёта нарушений государственной границы СССР иностранными самолётами» за период 1950-1955 гг. В графах этого журнала «Действия истребителей по перехвату самолётов-нарушителей» и «Результат перехвата» в разделе по этому инциденту стоят прочерки. Он касается участия самолётов не только ВВС Тихоокеанского флота, но и «ВВС других ведомств».
Видим, что никакие истребители на перехват «Шутингстаров» не поднимались и лётчики не гибли. По словам опрошенных местных жителей, памятник стоит на месте катастрофы военного вертолёта в 1970-х годах, когда погиб его экипаж. И всё население знает об этом.
Кроме того, на аэродроме Сухая Речка с начала 1950-х годов базировался один из истребительных авиаполков 7-й истребительной авиадивизии Тихоокеанского флота (в составе которой находился и легендарный 22-й Гвардейский ИАП на аэродроме Центральная-Угловая, прикрывающий Владивосток) — 1741-й истребительный авиационный полк. Он был сформирован 1 марта 1951 г. на аэродроме Западные Кневичи и вооружён самолётами МиГ-15. Лётчики к этому времени уже переучились на новую машину. В связи с боевыми действиями на Корейском полуострове, полк был перебазирован на аэродром Сухая Речка, ближе к корейской границе. Уже позже, 25.03.1955 г. он был переименован в 972-й ИАП 154-й ИАД. Известно об одном тяжёлом лётном происшествии в этой части. 13 августа 1958 г. в 17 часов 40 минут в 20 км северо-восточнее мыса Гамова истребитель МиГ-17 потерпел катастрофу и упал в море на глубину 60 метров. Лётчик старший лейтенант Янковский Владимир Андреевич погиб. Предположительной причиной катастрофы явилась потеря сознания лётчиком при создании больших перегрузок в процессе учебного воздушного боя. Самолёт МиГ-17 №0415347 с двигателем ВК-1А №466362, стоящий на учёте в 972-м ИАП 154 ИАД, был списан приказом командующего ВВС ТОФ №0245 от 03.10.1958 г.
В августе 1951 года на аэродром Сухая Речка, поближе к границе с Кореей, так же был передислоцирован с аэродрома Петровка 57-й истребительный авиационный полк, который выделился из состава 7-й ИАД и стал отдельным истребительным полком до августа 1952 года, когда он был включён в состав 861-й ИАД.
И в этом полку были происшествия на аэродроме Сухая Речка. Так, например, 14 октября 1954 г. лётчик лейтенант Шилков Бронислав Иосифович на самолёте МиГ-17 №3228 выполнял задание в районе мыса Гамова. Через 43 минуты полёта на высоте 12000 м. остановился двигатель самолёта. Находясь рядом с аэродромом, лётчик с остановившимся двигателем решил идти на посадку. Самолёт приземлился на нерабочую площадь аэродрома и разбился, лётчик погиб.
В связи с тем, что в 1950-е годы, включая период Корейской войны, случались не боевые тяжёлые лётные происшествия с личным составом нескольких авиационных частей, базирующихся на Сухой Речке, продолжать распространять слухи о лётчиках, погибших при отражении американского налёта, некорректно и нелогично. Ещё в 2018 году на металлической пирамидка стояла табличка с более менее приемлемой надписью. Но осенью 2020 года, посетив это место, мы уже не застали её. Видимо, для тех, кто её снял, ложная информация куда более интересна, чем даже нейтральный текст, относящийся ко всем погибшим авиаторам.
В данной ситуации, учитывая всю выявленную информацию (ожидаем ещё ответ из Центрального архива Министерства обороны РФ), мы планируем изготовить и установить на памятник новую металлическую доску, а в администрацию Хасанского района направить соответствующее письмо с просьбой об исправлении исторической неточности в перечне памятников.