О спасшемся командире погибшего Ту-4

Дорогие друзья! Нам удалось выяснить обстоятельства гибели тяжёлого бомбардировщика Ту-4, поднятого нами в Яковлевском районе осенью прошлого года. Информацией «из первых уст» с нами поделился житель городка Воздвиженка Анатолий Степанович Рогозин, который лично знал штурмана этого самолёта Ивана Петровича Гордеева, указанного нами в предыдущих публикациях о катастрофе.

Чтобы сразу не выдавать большой объём данных и не перегружать восприятие читателя, начнём с конечной информации. Расскажем о командире бомбардировщика Ту-4, который в момент катастрофы успел покинуть падающий борт вместе с четырьмя другими членами экипажа. Это майор ФЁДОРОВ Николай Иванович. На момент происшествия он занимал должность заместителя командира 2-й авиаэскадрильи 444-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Родился он 3 мая 1913 года в г. Саратов. На военную службу поступил 11 сентября 1934 года. Глядя на список награждений Николая Ивановича, видно, что это был высококлассный военный лётчик, полностью прошедший Великую Отечественную войну и войну с Японией 1945 года.

Майор Фёдоров имеет большое количество боевых наград. Он неоднократно бывал в различных чрезвычайных ситуациях. Будучи сбитым 26.07.1941 г., командир звена 220-го бомбардировочного авиаполка лейтенант Фёдоров сразу не возвратился с боевого задания и считался пропавшим без вести. А в Воронежском авиагородке его ждала жена Нина Михайловна. Но смерть промахнулась — он вернулся. «Скосить» отважного лётчика ей не удавалось и потом. Точку в лётной карьере Николая Ивановича поставила катастрофа Ту-4 18 августа 1953 года, когда в очередной раз он обманул «костлявую», покинув борт с парашютом. Потом были долгие разбирательства, которые очень сильно повлияли на лётчика. И 31 марта 1954 года майор Фёдоров ушёл на пенсию, связав остаток жизни с гражданскими профессиями.
Умер Герой войны 21 сентября 1984 года, до конца жизни пронеся в себе чувство вины за гибель членов экипажа

Мы не имеем права давать моральную оценку действиям командира в сложившейся обстановке. Мы не знаем, как было на самом деле. О том, почему он покинул падающий самолёт, а часть экипажа осталась в кабинах, мы расскажем в следующих публикациях.