На Сахалине обнаружено точное место гибели пропавшего без вести в 1950 году экипажа бомбардировщика Ту-2

Спустя два года сложных документационных и полевых поисков нам удалось локализовать место катастрофы бомбардировщика Ту-2 из состава 327-го авиаполка, базирующегося в на аэродроме Леонидово.
В ходе сложной трёхдневной полевой экспедиции, организованной совместно представителями ПО «АвиаПоиск» из Приморья и сахалинского отряда с одноимённым названием, мы вышли на место падения самолёта Ту-2 в горном районе Смирныховского городского округа Сахалинской области. Содействие в транспортном обеспечении и сборе сопутствующей информации оказал местный лесопромышленник Владимир Климов. Первоначально в экспедиции приняли участие семь человек. Большая половина группы сошла с пути в середине маршрута, оставив нас без металлодетекторов и дополнительных рабочих возможностей. До точки смогли дойти лишь трое участников экспедиции, в том числе один представитель сахалинского «АвиаПоиска» Игорь Харченко. Нам удалось пробиться к месту падения, обойти несколько квадратных километров лесной местности, изучить обстановку и провести анализ лётного происшествия.

Картина катастрофы была весьма трагичной: 26 сентября 1950 года бомбардировщик Ту-2 с заводским номером 06/13 при возвращении с учебно-тренировочного полётного задания за облаками, при выходе из облачности ударился нижней частью о гребень отрога высокой горы высотой 1168 метров, оторвав части хвостового оперения. После удара самолёт потерял управляемость и, пролетев около 300 метров по наклонной траектории, рухнул в распадок, разбившись на мелкие фрагменты о каменистый ручей, который погрёб обломки машины и останки экипажа под собой. В течение 72 лет стекающие потоки камней и грязи замывали место падения самолёта, пока оно полностью не исчезло в толщах каменных осыпей.
В катастрофе погибли четверо членов экипажа бомбардировщика:
— командир экипажа старший лейтенант Комличенко Иван Вакулович, 1919 г.р.;
— штурман лейтенант Чмырёв Анатолий Васильевич, 1921 г.р.;
— воздушный стрелок-радист сержант Курсалин Владимир Семёнович, 1926 г.р.;
— воздушный стрелок сержант Моржухин Андрей Дмитриевич, 1926 г.р.
В течение 30 суток военные вели поиск не вернувшегося самолёта, обследуя с воздуха и земли сопки в районе предполагаемых мест падения, но безрезультатно. В итоге, 2 марта 1951 года вышел приказ командира 327-го бап 326-й бад за номером 051:
«Потерянный без вести самолёт Ту-2 #06/13 с моторами АШ-82фн #8297085 и 8297084 списать с личного счета полка».

В сентябре прошлого года мы уже давали данные по этому экипажу, когда проводили поисковую разведку на месте катстрофы другого Ту-2 в районе озера Невского в Поронайском районе Сахалинской области, предполагая, что можем иметь дело с самолётом этого пропавшего экипажа.

Сейчас же, во время тщательных поисков на местности были обнаружены заводской номер самолёта на крышке капота левого мотора и номер двигателя АШ-82ФН, которые полностью совпадают с наработанной архивной информацией, части самих моторов, фрагменты хвостового оперения (килевой шайбы и руля глубины), кислородный баллон, форточки правой откидной части фонаря кабины, бронезащита воздушного стрелка-радиста, короба боекомплекта пулемёта УБТ и пушки ШВАК. Также обнаружена сама 20-мм пушка ШВАК, которая вынесена с места катастрофы и приготовлена к передаче в краеведческий музей с. Победино Смирныховского района.

Далее мы планируем провести поиски и подъём останков экипажа силами специалистов приморского Поискового объединения «АвиаПоиск», имеющих большой многолетний опыт работы на местах сложных лётных происшествий. К работе будут привлечены участники островных объединений и военнослужащие. Уже сейчас направлены письма в соответствующие структуры, в том числе относящиеся к Министерству обороны Российской Федерации и подготовка полевой экспедиции. Также начат поиск родственников остальных членов экипажа погибшего самолёта.

Поисковое объединение «АвиаПоиск» находится в постоянном контакте с родными погибшего командира экипажа, старшего лейтенанта Ивана Комличенко. Им отдельная благодарность за выделение суммы в 50000 рублей на приобретение авиабилетов, питания и аренду транспорта для разведывательной экспедиции.