Могила членов экипажа Бе-6 в Суходоле

На кладбище с. Суходол Шкотовского района рядом есть две могилы: Диденко Геннадий Григорьевич и Шульженко Николай Семёнович. Оба погибли 27 октября 1962 года. Это члены экипажа гидросамолёта Бе-6, который потерпел катастрофу в этот день 61 год назад.

Совершенно недавно нам удалось установить контакт с внуком командира экипажа, капитана Диденко Геннадия Григорьевича, Алексеем Мишиным, который поделился большим семейным архивом и данными из Центрального военно-морского архива МО РФ, в которых раскрываются подробности трагического происшествия. Сегодня мы вспомним тех, кто ушёл в свой последний полёт в 1962 году с водной глади бухты Суходол.

Самолёт Бе-6 потерпел катастрофу при выполнении взлёта в простых метеорологических условиях. Экипаж производил вылет на состязательный поиск подводных лодок. При выполнении взлёта с полётным весом самолёта, близким к максимальному, лётчик оторвал самолёт от воды на недопустимо малой скорости и перевёл его на закритические углы атаки, вследствие чего самолёт с большим креном с высоты 4-5 метров ударился о воду, разрушился и затонул. Командир корабля капитан Диденко Г. Г. и штурман корабля старший лейтенант Шульженко Н. С. погибли.
В ходе расследования катастрофы выявлен ряд серьёзных недостатков в организации лётной работы и методике обучения лётного состава полка, которые в конечном итоге и явились главной причиной катастрофы. Подготовка авиационного полка к полётам на состязательный поиск подводных лодок была проведена неудовлетворительно.
Экипаж капитана Диденко Г. Г. накануне 26.10.62 г. выполнял пятичасовой полёт, произвёл посадку в 19:50, в 00:00 был вызван по тревоге. В 00:40 27.10.62 г. был отпущен на отдых, а 04:40. вновь был вызван на аэродром. Командир авиаполка назначил вылет капитану Диденко Г. Г. в условиях утренних сумерек, несмотря на то, что он не имел нормального отдыха и не был обучен взлёту в этих условиях с максимальным полётным весом.
В авиаполку вторые лётчики к выполнению своих обязанностей в полёте подготовлены слабо и обучаются методически неправильно. Дисциплина в экипажах низкая, полёты проводятся без спасательных жилетов, экипаж капитана Диденко вылетел также без жилетов.

Диденко Геннадий Григорьевич родился 16 июля 1936 года в г. Армавире Краснодарского края. В 1957 году окончил ВММТАУ в г. Николаеве по курсу лётчика, и 30.10.1957 года прибыл в распоряжение Командующего ВВС ТОФ, после чего, 28.12.1957 г. был назначен лётчиком в 539 ОМДРАЭ на ст. Океанской. 21.04.1960 г. был назначен командиром экипажа в 289 Отдельный морской дальнеразведывательный авиаполк в б. Суходол.
Геннадий Григорьевич был женат, у него остались вдова Тамара Алексеевна и двое детей: сын Юрий и дочь Елена.

В настоящее время, по инициативе внука Геннадия Диденко мы включились в вопрос установки единого памятника обоим погибшим членам экипажа, могилы которых находятся рядом друг с другом.