В сообщении от 21 апреля мы рассказали о поисках места катастрофы пассажирского самолёта Ил-12 в районе г. Поктой Еврейской автономной области.
Сама трагедия произошла 18 декабря 1957 года, когда самолёт Ил-12 № Л1309, приписанный к 134 авиатранспортному отряду Восточно-Сибирского территориального управления ГВФ выполнял пассажирский рейс № 10 по маршруту Хабаровск-Москва с промежуточной посадкой в Иркутске. После вылета из аэропорта Хабаровск самолёт пропал без вести и был обнаружен только 15 июня 1958 года.
Комиссия ГВФ, побывавшая на месте, сделала следующий вывод: «На основании результатов осмотра остатков самолёта Ил-12 Л1309 на месте происшествия, комиссия заключает, что причиной катастрофы этого самолёта явилось разрушение трубы руля поворота. Разрушение трубы могло произойти только от резкого отклонения руля поворота сильным порывом ветра на земле перед выруливанием самолёта в рейс из аэропорта Хабаровск, при этом, труба под действием ветровых нагрузок была скручена и получила разрушение. В воздухе произошло полное разрушение трубы, приведшее к отказу управления рулём поворота и частичной потере управляемости самолёта, что при полёте в условиях сильной болтанки явилось причиной катастрофы самолёта».
Месторасположение разрушенных частей самолёта, а так же поломанных деревьев леса свидетельствует о том, что самолёт с большой скоростью падал на сопку, имеющую уклон 30-40°, под углом к поверхности сопки порядка 85°, с правым креном, имея вращательное движение.
Самолёт Ил-12, заводской № 30015, опознавательный знак СССР-Л1309 и двигатели АШ-82ФН заводские №№ 829107754 и 82910840.
При падении самолёта погибли 22 пассажира, включая четырёхмесячного ребёнка, а так же экипаж:
— командир корабля Лопатников Василий Ефимович, 1919 г.р.,
— бортмеханик Бельков Александр Михайлович,1931 г.р.,
— бортрадист Михеев Борис Бошхоевич, 1930 г.р.,
— бортпроводница Николенко Вивия Петровна, 1924 г.р.
Сильно фрагментированные останки погибших людей были захоронены на месте катастрофы членами аварийно-технической комиссии и до сих пор находятся в тайге. Сейчас перед Поисковым объединением «АвиаПоиск» и членами джиперского клуба «79 регион» стоит задача обнаружить место падения и вынести останки погибших пассажиров и экипажа для торжественного захоронения на кладбище в г. Биробиджан.