Место катастрофы транспортного самолёта Ли-2

Экипаж: Лётчик, командир корабля лейтенант Крутов Владимир Александрович 09.08.1923 г.р. ; Второй лётчик старший лейтенант Титов Вениамин Яковлевич 04.1918 г.р.; Штурман старший лейтенант Лащёв Михаил Фёдорович 10.09.1925 г.р.; Бортовой техник старшина Шабалин Анатолий Георгиевич 1926 г.р.; Воздушный стрелок-радист сержант Мягков Иван Петрович 1929 г.р. 
Авиаполк: 51-й Гв. ТАП 54-й ТАД 29-й ВА
Дата катастрофы: 13 октября 1951 года в 03:28
Самолет: Ли-2 №18421402 (б/н "20"), моторы АШ-62ИР №62044198 (левый) и №6210421 (правый)
Дата установки: 17 августа 2018 года
Место установки: гора Маглой в Амурском районе Хабаровского края
Кем установлен: ПРМОО "ПО "АвиаПоиск"

Описание

В ходе межрегиональной поисковой экспедиции «Навечно в небе» участники Поискового объединения «АвиаПоиск» Приморского регионального отделения «Поискового движения России» совместно с коллегами из Амурского и Комсомольского районов Хабаровского края провели поисковые работы на горе Маглой, где в 1951 году разбился транспортный самолёт Ли-2.
Непосредственно экспедиции предшествовала полуторагодовая работа по сбору сведений о катастрофе и обобщению архивного материала. Для этого участники «АвиаПоиска» целый месяц провели в Центральном архиве Министерства обороны, где установили информацию о происшествии и ознакомились с учётно-послужными картами членов экипажа. Стимулом к экспедиции на гору Маглой стали также информация краеведа из г. Советская Гавань Александра Сесёлкина и фильм организации «Планета тайга» об этой горе, в котором рассказывалось про погибший самолёт и выжившем члене экипажа.
После установления всех данных, стало ясно, что 13 октября 1951 года в 03 часа 28 минут во время выполнения ночного учебно-тренировочного полёта по маршруту в сложных метеоусловиях самолёт Ли-2 №18421402 с бортовым номером «20» и моторами АШ-62ИР №62044198 (левый) и №6210421 (правый) из состава 51-го Гвардейского транспортного авиационного полка 54-й транспортной авиационной дивизии 29-й Воздушной армии, попал в облачность и обледенел. Пытаясь выйти под нижнюю кромку облаков, самолёт врезался в склон горы на высоте 1100 метров и сгорел. Из шести членов экипажа удалось чудом выжить бортовому технику Мозжухину Ивану Николаевичу, который на 13-й день после катастрофы вышел к железной дороге и был подобран местными жителями. Теперь стали известны имена членов экипажа:

— Лётчик, командир корабля лейтенант Крутов Владимир Александрович 09.08.1923 г.р.
— Второй лётчик старший лейтенант Титов Вениамин Яковлевич 04.1918 г.р.
— Штурман старший лейтенант Лащёв Михаил Фёдорович 10.09.1925 г.р.
— Бортовой техник старшина Шабалин Анатолий Георгиевич 1926 г.р.
— Воздушный стрелок-радист сержант Мягков Иван Петрович 1929 г.р.

В ходе полевых работ поисковиками среди остатков выгоревшей кабины были обнаружены останки членов экипажа и их личные вещи — центральные замки парашютных систем С-4, каркасы парашютных ранцев, пуговицы, фрагменты обуви. Были изъяты также останки, обнаруженные в 1987 году участниками турклуба «Маглой». Участниками экспедиции на месте катастрофы Ли-2 была установлена памятная табличка с информацией о происшествии и именами членов экипажа. Затем поисковики отправились на кладбище г. Комсомольска-на-Амуре. где отыскали могилу членов экипажа Ли-2, останки которых, как оказалось, были в спешке захоронены ещё 8 мая 1975 года, после настойчивых требований неравнодушных граждан, побывавших на горе и неоднократно видевших истлевший прах авиаторов. Только после публикаций в местной газете за дело взялись военные с аэродрома Хурба и администрация города, приурочив захоронение ко Дню Победы. Чиновники так спешили провести показательное захоронение, что не удосужились собрать все останки погибших.
После оформления всех необходимых процедур, останки погибшего экипажа были переданы администрации г. Комсомольска-на-Амуре для дозахоронения, а могила экипажа должна быть приведена в надлежащее состояние и поставлена на учёт в качестве воинского захоронения.
Помощь в организации работы в районе г. Комсомольска-на-Амуре оказали начальник отдела по молодёжной политике г. Комсомольска-на-Амуре Екатерина Абрамова, руководитель турклуба г. Амурска Виктор Туровец, управление по делам ГО и ЧС г. Амурска и журналист местного издания «ДВХаб» Светлана Шерстобитова.

Источник информации

ЦАМО РФ, ф. 20166, оп. 885164с, д. 1, лл. 181-209;

оп. 755062, д. 2, лл. 70, 79, 91, 157;

оп. 77484с, д. 1, л. 72;

оп.774834с, д. 1, лл. 22, 41