Место катастрофы истребителя ЛаГГ-3 №7147

Экипаж: Лётчик лейтенант Голик Степан Степанович.
Авиаполк: 3-я АЭ 31-гоИАП 16-й САД ВВС ТОФ.
Дата катастрофы: 28 июня 1945 года в 06:37
Самолет: ЛаГГ-3 №7147, мотор М-105ПФ №345-1926
Дата установки: 2 мая 2018 года
Место установки: Район м. Мраморный Ольгинского района Приморского края
Кем установлен: ПРМОО «ПО «АвиаПоиск».

Описание

Чтобы добраться к месту падения истребителя ЛаГГ-3 в Ольгинском районе и разыскать его, участникам Поискового объединения «АвиаПоиск» Приморского отделения «Поискового движения России», пришлось проделать более, чем 500-километровый путь в одну сторону.
Поиск упавшего самолёта осложнялся отсутствием дорог в этом районе и лесными пожарами. Но ребята из «АвиаПоиска» твёрдо решили найти его и почтить память лётчика. Для этого, вначале добрались до морского посёлка Ольга, заем пересели на катер, который предоставил глава Ольгинского поселения Дмитрий Рудюк. Около получаса шли морем. На берегу стоял сильный запах гари. лесные пожары бушевали здесь ещё буквально вчера — местами еще дымились деревья и плясали редкие язычки огня. Еще два часа пешком вдоль реки Мраморной, неся на себе бивачное снаряжение, и место гибели лейтенанта Степана Голика найдено!
Теперь предстояла полевая работа. А разбросанные искорёженные обломки крылатой машины и обгоревшие после пожаров земля и деревья как будто уносили в то трагическое летнее утро 1945 года.

Мотор истребителя ровно гудел на высоких оборотах. Первые лучи яркого приморского солнца блеснули на фонаре кабины. Оно ещё только взошло над водной гладью Японского моря и начинало медленно красить зелёные сопки яркими красками. Было 6 часов 30 минут 28 июня 1945 года. Две слётанные пары новых ЛаГГов самой последней 71-й серии выпуска, из 3-й эскадрильи 31-го истребительного авиаполка ВВС ТОФ, выполнив учебное задание по прикрытию отряда лёгких сил в море от нападения вероятного противника, возвращались на свой аэродром. В воздухе они были уже больше часа. Ведущим второй пары шёл лейтенант Степан Степанович Голик. При подходе к берегу, лётчик на высоте увеличил газ, своего ЛаГГ-3 №7147 с мотором М-105ПФ №345-1926, чтобы догнать ведущего четвёрки. И в этот момент, ровно в 6 часов 37 минут его истребитель резко перевернулся влево и перешёл в крутую спираль.
Ведомый, стиснув зубы, наблюдал, как самолёт командира молнией шёл к земле по крутой спирали. В кабине мелькнули языки пламени.
Когда открылся фонарь ЛаГГа Степана Голика, мелькнула искра надежды. Но до земли оставались считанные десятки метров…

Останки тела лейтенанта Степана Голика после взрыва машины и пожара были собраны поисковой партией полка, высадившейся на побережье с борта «Каталины». А самолёт, который в своём последнем вылете пилотировал Степан Степанович, остался лежать в лесу, через много десятков лет, разграбляемый на металл.

На месте катастрофы ЛаГГа Степана Голика были собраны все фрагменты истребителя и личные вещи лётчика. Среди обломков кабины, на глубине около метра обнаружился фрагмент расчёски и два костных фрагмента, а также парашютные пряжки и часть подошвы ботинка.
Впервые поисковики применили в практике полную выкладку всех собранных частей самолёта. Неоценимую помощь в этом оказал участник экспедиции из Москвы, поисковик и специалист по ЛаГГам Максим Калинин.
По завершении всех полевых работ память лётчика была увековечена на памятной доске, которую участники «АвиаПоиска» установили на месте гибели истребителя.

Местонахождение