История этого самолёта СБ началась еще 2009 году, когда местный житель села Бирофельд Антон Хуторной обнаружил разбросанные обломки и человеческий череп. Затем в 2010 году на месте побываласледственная группа из представителей Военной прокуратуры, ФСБ, МВД, МЧС и других структур. Специалистами было установлено, что самолёт военный, и он разбился еще в довоенное время, судьба лётчика неизвестна, а самолет является истребителем конструкции Н. Поликарпова — И-15 или И-16. Однако, в июле 2015 года, это утверждение было опровергнуто в ходе межрегиональной экспедиции Поискового объединения «АвиаПоиск» на место.
Активное участие в первой экспедиции на место приняли жители области Сергей Минко и Евгений Котов, которые и инициировали приезд специалистов поискового движения в Еврейскую автономную область.
Болотистая местность, 35-градусная жара и обилие насекомых не способствовали поиску, но до истины докопаться удалось. В болоте поисковики по одной детали нащупывали и доставали приборы, шкалы от приборной доски, парашютные пряжки. На найденной парашютной системе карабин оказался застегнут, что свидетельствует о том, что экипаж погиб во время катастрофы.
Чтобы углубиться в грунт, участники экспедиции вычерпывали воду при помощи сподручных средств – куском тента. В слегка подсушенной глине показался редуктор двигателя и лопасть винта. Было установлено, что это мотор М-100, принадлежащий только одному самолету — СБ (скоростной бомбардировщик). Найденные детали (дюралевые конструкции, блок двигателя, обшивка капотов) были оплавлены, что говорит о том, что случился пожар двигателя до падения, после чего самолет упал вертикально под углом 85-90°.
Первая экспедиция являла собой больше разведку и подготовку к более серьёзному выезду. И он состоялся в августе 2016 года в рамках межрегиональной экспедиции «Ушедшие в туман», когда совместно с коллегами из ЕАО были продолжены раскопки места падения СБ.
Очередными находками из глинистой почвы стали фрагменты вязаного свитера, часть сапога и парашютные пряжки. На глубине более метра был расчищен редуктор двигателя М-100А с трехлопастным винтом, на котором сохранился номер 2637. Также обнаружены приборы из кабины летчика, бомбардировочный прицел и другое оборудование. Стрелка указателя наддува остановилась на цифре 100.
Работа проходила в экстремальных условиях. Болото, сильная жара, непрерывное жужжание и укусы слепней и комаров не смогли помешать героическим усилиям приморских поисковиков по подъему фрагментов самолета.
Уже в феврале 2018 года, в ходе работы в читальном зале Центрального архива Министерства обороны России удалось найти данные об этой катастрофе. Как оказалось, погибло два бомбардировщика СБ, которые разбились в районе аэродрома 34-й км (Биробиджан). Обстоятельства катастрофы из архивных документов выглядят следующим образом:
30 июля 1941 года в 19:00 во время выполнения учебно-боевого полёта в районе аэродрома (полёт на воздушную стрельбу, выполнение упражнения на групповую слётанность звена) ведущий лётчик Корягин при роспуске конуса над аэродромом на высоте 300-400 м резко сбавил газ, а правый ведомый лётчик Дегтярёв наскочил на ведущего сверху, зарубив винтом лётчика Корягина, самолёт которого резко пошёл книзу, ударился в землю и загорелся. Ведущий Корягин в момент нахождения над ним самолёта Дегтярева порубил ему кабину Ф-1, правое колесо и видимо повредил управление, отчего самолёт Дегтярева резко вошёл в пике и разбился.
В результате катастрофы погибли полностью два экипажа 110-й отдельной авиаэскадрильи (6 человек) и два самолёта СБ №6/129 с моторами М-100А №№ 1-147, 2-701 и №17/119 с моторами М-100А №№1-28 и 26-37. Второй экипаж состоял из лётчика младшего лейтенанта Дегтярева Алексея Ивановича 1917 г.р., штурман сержанта Анащенко М. И. и воздушного стрелка-радиста младшего сержанта Дементьева А. П.
30 июля 2018 года в годовщину гибели двух экипажей на месте падения самолётов СБ были установлены памятные доски с именами погибших лётчиков и обстоятельствами трагедии. Эта работа была проведена в рамках проекта «Навечно в небе» на средства Президентского гранта.