Ясырев Николай Константинович

Фамилия Имя Отчество: Ясырев Николай Константинович
Дата Рождения: 19.10.1907
Место Рождения: г. Ярославль
Часть: 50 СМАП 29 АБ ВВС ТОФ
Звание: Старший лейтенант
Должность: Лётчик
Дата гибели: 27 ноября 1941 года. 12:00-15:00
Причина: Пропал без вести на самолёте ДБ-3
Где похоронен: Труп не найден

Описание

ДБ-3 №392210 (2210), моторы М-87-А: левый №1858, правый №181.

Во время аэродромного полёта на стрельбу и бомбометание в районе Новороссийской долины и Шкотовского перевала аэродром закрыло облачностью. Самолёт не вернулся и не найден.

Лётчик лейтенант Ясырев Николай Константинович, штурман лейтенант Зорин Сергей Иванович, воздушный стрелок-радист Шашков, стрелок Усенко.

История поисков этого самолёта началась еще в 2008 году. В документах Центрального военно-морского архива была изучена информация о происшествии 27 ноября 1941 года, когда из-за резкого ухудшения метеоусловий на авиационном полигоне самолёт ДБ-3 №392210 с моторами М-87А №1858 и №181, пилотируемый старшим лейтенантом Ясыревым Николаем Константиновичем, не вернулся на свой аэродром.

Через год состоялась беседа с бывшим авиационным техником 50-го авиаполка, ветераном Великой Отечественной Войны, Борисом Алексеевичем Никитиным, который лично знал экипаж, и поделился своими воспоминаниями о трагедии.

Приказ командования Военно-Воздушных сил Тихоокеанского флота по катастрофе бомбардировщика раскрывает подробности происшествия.

«27.11.41 года при выполнении аэродромного полёта днём в сложных метеоусловиях самолёт ДБ-3, пилотируемый командиром звена Старшим лейтенантом ЯСЫРЕВЫМ Н.К., в составе экипажа: штурман звена лейтенант ЗОРИН С.И., стрелки-радисты ШАШКОВ и УСЕНКО по истечению времени на полёт, на аэродром не возвратился.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:

27.11.41 года Старший лейтенант ЯСЫРЕВ, летая в паре с лейтенантом САРЫКОВЫМ на воздушную стрельбу, к 11.00 сильным южным ветром был снесён в район Виноградовка-Анучино. К этому же времени вследствие прохождения областей низкого и высокого давления, начала резко ухудшаться погода. К 11.30 появилась низкая облачность 7–8 балл.

Экипаж ЯСЫРЕВА, видимо потерял детальную ориентировку, начал её восстанавливать хождением по кругу в районе Виноградовка, после чего с курсом 150°, с набором высоты пробивая облачность. Лётчик САРЫКОВ, видя, что в облачности ему не под силу, отошёл от командира звена ЯСЫРЕВА и произвёл посадку 6 км. южнее дер. Виноградовка.

Дальнейшие действия и судьба экипажа ЯСЫРЕВА не известны. Организованный поиск самолётами 25, 26, 27, 28, 29 ноября и 1 декабря 1941 г. никаких результатов не дали.

В результате расследования установлено:

  1. Командованием полка и АЭ метеорологическая обстановка не изучалась, в результате чего экипажи не были предупреждены в сложной метеорологической обстановке.
  2. Командир 1 АЭ капитан КОРНИЛОВ, находясь вместе с остальными экипажами в воздухе и видя резкое ухудшение погоды, не прекратил полёты и не посадил другие экипажи, бросив их на произвол судьбы. После попав в сложные метеоусловия, произвёл вынужденную посадку на аэродром Николаевка.
  3. Руководитель полётов, зам. командира АП капитан КАЗАКОВ, предупреждённый в 10.16 вр. начальником метеостанции о резком ухудшении погоды, пытался передать экипажам приказания о немедленной посадке, но от вторичного приказания командира АП майора СУЧКОВА самолётам «выйти под облачность и произвести бомбометание с 500 мтр», майор КАЗАКОВ отменяет своё решение посадить экипажи, и бездействует до полного закрытия аэродрома.
  4. Командир АП майор СУЧКОВ, находясь на другом аэродроме, не знал фактической метеообстановки в районе аэродрома и моря, вмешался в руководство полётами – отдачей приказания «произвести бомбометание».

 

ПРИЧИНА: 1. Нарушение командиром 50 АП майором СУЧКОВЫМ, зам. командира майором КАЗАКОВЫМ, Командиром 1 АЭ капитаном КОРНИЛОВЫМ НПП-38 ст. ст. 7, 8, 9, 10, что привело к катастрофе экипажа ЯСЫРЕВА.

  1. Отсутствие чёткого управления на земле и в воздухе.

 

ВИНОВНИКИ: 1. Командир 50 АП – майор СУЧКОВ.

  1. Зам. командира 50 АП – майор КАЗАКОВ.
  2. Командир АЭ капитан КОРНИЛОВ.
  3. Командир звена ЯСЫРЕВ в том, что не произвёл посадку вместе с лётчиком САРЫКОВЫМ, а стал продолжать полёт в сложных метеоусловиях.

МЕРОПРИЯТИЯ: 1. На виновников наложено дисциплинарное взыскание.

  1. Капитан КОРНИЛОВ снят с должности и переведён.
  2. Происшествие разобрано со всем лётным составом».

Первое посещение места катастрофы «АвиаПоиском» произошло только в 2019 году, спустя 11 лет после документального изучения. В ходе поисковой разведки в Партизанском районе участниками Приморского регионального отделения «Поискового движения России» установлено место падения советского бомбардировщика ДБ-3 из состава 50-го смешанного бомбардировочного авиаполка ВВС Тихоокеанского флота.

Как оказалось, место падения самолёта находится в тайге, в 30 км юго-восточнее села Виноградовка, над которым последний раз и видели машину. По характеру удара можно судить о том, что самолёт упал вертикально вниз, так как площадь разброса обломков не превышает 40 на 40 метров. Вероятнее всего, причинами могло стать обледенение самолёта или почти полная выработка топлива из-за потери ориентировки во время снегопада. На месте были обнаружены фрагменты парашютных систем, пуговица от морской формы, пряжки ремней и фрагмент двигателя М-87 с заводским номером. Именно по нему удалось идентифицировать бомбардировщик.

Человеческих останков в ходе предварительной полевой разведки при первом выезде обнаружено не было, что говорило о двух версиях:

  1. Останки были в поздние годы захоронены на месте падения охотниками;
  2. Тела экипажа при ударе могло отбросить на расстояние до 50 метров от эпицентра удара.

Вторая экспедиция позволила провести более масштабные полевые работы на площади около 30 х 30 метров. Останков также не удалось обнаружить. Кроме того, пряжки парашютной системы, найденные среди обломков, относились только к одному человеку, из-за чего первая версия об отбрасывании тел на расстояние от места удара самолёта, являлась несостоятельной.

Определённые выводы позволяют предполагать, что командир экипажа, будучи опытным лётчиком и попав  в сложные условия, приказал остальным членам экипажа покинуть самолёт на парашютах, а сам предпринимал попытки посадить машину с минимальными повреждениями. К сожалению, ему не удалось этого сделать и он погиб вместе с самолётом. Штурман и два стрелка, вероятнее всего, разбились при покидании самолёта, сгинув в тайге, так как, даже спустя 3 года, никакой информации о погибших не было. Подтверждением тому является письмо командования части матери штурмана Сергея Ивановича Зорина.

В 1944 году она пыталась прояснить судьбу сына и надеялась, что самолёт все же найдут. В ответ на свои запросы она получила справку за подписью командира 50-го авиаполка майора Сидина.

 

«Н. К. В. М. Ф. КОПИЯ

ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ

ПОЛЕВАЯ ПОЧТА

№49323дом

25.10.1944 г.

№819

 

Гор. Москва, Мало-Тульская улица

дом 2/1, корп. 9, кв. 427

Гр-ке ЗОРИНОЙ Анастасии Ивановне

 

Ваш сын, находящийся на действительной военной службе в кадрах ВВС ТОФ с 10 октября 1936 г. Лейтенант ЗОРИН Сергей Иванович 27 ноября 1941 г. Погиб при катастрофе самолёта, труп не найден.

Его вещи остались у его жены гр-ки ЗОРИНОЙ Софьи Алексеевны, которая проживает по адресу: Приморский край, Шкотовский район, село Новонежино.

П.п. КОМАНДИР ЧАСТИ №49328

МАЙОР – СИДИН

 

Печать

Верно: Старший офицер отдела кадров

авиации ВМФ

Подполковник В. ТРОФИМОВ 12 января 1960 г.».

Не смотря на то, что останков экипажа обнаружено не было, память авиаторов будет увековечена установкой памятной таблички на месте катастрофы самолёта.