Воликов Виктор Георгиевич

Фамилия Имя Отчество: Воликов Виктор Георгиевич
Дата Рождения: 1921
Место Рождения: г. Мурманск
Часть: 1 АЭ 19 ИАП ВВС ТОФ
Звание: Младший лейтенант
Должность: Лётчик
Дата гибели: 28.08.1944
Причина: Катастрофа самолёта И-16
Где похоронен: г. Артём Приморского края, Шевелёвское кладбище

Описание

И-16 тип 5 №521386, мотор М-25А №196966.

При выполнении дневного аэродромного полёта на средней высоте по заданию: навигационная подготовка, восстановление потерянной ориентировки с выходом на линейный ориентир и штурманская подготовка, в районе горы Синяя 1344 метра отошёл от строя и вошёл в облачность. Предположительно, при манёврах в облачности столкнулся с сопкой высотой 1402 метра, на её юго-восточном склоне, северо-западнее Звёздочки в 20 км. При столкновении с сопкой лётчик погиб.

Из архивных документов следует, что авиакатастрофа произошла 28 августа 1944 года. Самолет И-16 тип 5, которым управлял Воликов, в составе звена совершал тренировочный полёт по маршруту на средних высотах с выходом на линейный ориентир. В ходе полёта, Воликов отошёл от ведущего и попал в облачность. Он попытался выйти из нее, но решающую роль сыграла высота сопки – 1300 метров. Самолёт левым крылом зацепился за деревья и ударился о склон. Лётчика выбросило из кабины на 15 метров, он погиб.

Данных о захоронении Виктора Воликова в послужной карте нет. Среди военнослужащих ходили слухи о том, что из-за сложности эвакуации тела, его захоронили на месте катастрофы. Спустя 71 год, поисковая группа «АвиаПоиска» разыскала погибший самолет. До места трагедии добирались около 5 часов, по тяжело проходимому лесу. Рядом с обломками был найден ботинок летчика. Из-за ухудшения погодных условий, экспедицию пришлось завершить.

В ходе повторной экспедиции к месту катастрофы истребителя И-16 в октябре 2016 года бойцам Поискового объединения «АвиаПоиск» удалось найти и поднять фрагменты тела лётчика.

Поисковый выход к месту падения самолета был очень тяжелым. Путь в полной экипировке занял шесть часов в одну сторону. Ночёвку было решено делать уже рядом с самолетом. Поставить палатки на склоне горы в 45° и на высоте 1245 метров было невозможно, поэтому каждый член экспедиции расположился на индивидуальной площадке под корнями и среди камней. Поисковые работы было решено начать в темноте сразу по приходу, этому способствовали добрые знаки: ветер на высоте утих, температура воздуха составляла 12 градусов, а мистики добавил проходящий через полную луну пассажирский самолет с мигающими огнями. В 23:45 летчик был найден.

Эксгумационные работы начались с рассветом. Всего было поднято 79 костных фрагментов, пуговица с якорем, застёгнутый грудной карабин парашютной системы, рамка парашютного ранца и чековая скоба. Нижняя часть тела полностью отсутствовала. Такое зачастую происходило, когда лётчика при лобовом ударе выбрасывало из кабины.

По прошествии полугода после завершения поисковых работ, прах лётчика-истребителя 1-й авиационной эскадрильи 19-го истребительного авиаполка ВВС Тихоокеанского флота, младшего лейтенанта Воликова Виктора Георгиевича был с почестями предан земле на Шевелёвском кладбище г. Артёма 3 мая 2017 г.

Полгода длился розыск родственников, который, к сожалению, оказался безрезультатным. В документах молодого лётчика разнятся сведения о его рождении и призыве. Так, из учётно-послужной карты офицера следует, что Виктор родился в 1921 году в г. Мурманске, между тем, как в алфавитной карточке ЦВМА указано место рождения — г. Таганрог, откуда он и прибыл на обучение в Военно-морское авиационное училище им. Сталина в г. Ейске 15 сентября 1941 года. Окончив его, младший лейтенант Воликов получил назначение в 19-й ИАП ВВС ТОФ, где и прослужил до дня своей трагической гибели во время учебно-боевого полёта — 28 августа 1944 года.

Самолёт Виктора Воликова, летающую легенду нескольких войн, в торжественной обстановке открыли на празднике, посвящённом Дню Победы в 2017 году. Свидетелями исторического события в Приморском крае стали более шести тысяч человек.

Восстановленный более чем из 50% оригинальных фрагментов, истребитель И-16 тип 5 конструкции Николая Поликарпова отметил свой 80-летний юбилей. Вторую жизнь самолёту подарили реставраторы-энтузиасты из г. Арсеньева под руководством Виктора Акимчука. За несколько тяжёлых походов к месту катастрофы поисковикам и реставраторам удалось вынести хвостовое оперение, стойки шасси, винт, лонжероны, приборную доску, бронеспинку, козырёк фонаря и множество других частей. Все они были установлены на воссозданный с нуля «ишачок». Полностью закончить работы на самолёте не успели, остаётся ещё доводка некоторых узлов (установка ленты на капот, выхлопных патрубков, прицела, приборного оборудования). Интересно, что данный истребитель на момент катастрофы являлся своеобразным самолётом поколения 1+, так как на нём были установлены многие узлы от более поздних типов. Именно в таком виде он и был представлен публике.

Источник информации

ЦВМА