«19 часов 12 августа 1943 г. экипаж в составе лётчика ст. лейтенанта СМОЛЮК А.Н., штурмана младшего лейтенанта КАЛМЫКОВА П.А., стрелка-радиста ТЫХЕЕВА И.А. потерпел катастрофу.
Обстоятельства происшествия:
Выполняя полёт по лётному учению №2 задачи КПА-43 г. после 2 час. 15 мин. на маршруте в районе мыса «ОВСЕЕНКО» на высоте 2500 мт ведомый лётчик звена КОЛОСОВА, ст. лейтенант СМОЛЮК обнаружил повышение температуры масла левого мотора, с резким падением давления до нуля. Чтобы не сжечь мотора, лётчик выключил зажигание этого мотора и дальнейшее выполнение задания прекратил. Командир звена лейтенант КОЛОСОВ, видя ненормальную работу мотора своего ведомого лётчика, сопровождал его, в районе «ВАНГОУ» вышел вперёд и дал сигнал следовать за ним для посадки на аэродром «БАТЮКОВО».
Убедившись, что ст. лейтенант СМОЛЮК сигнал понял, лейтенант КОЛОСОВ развернулся к аэродрому, дальнейший полёт продолжал, летя в стороне, наблюдая за его полётом. Лётчик СМОЛЮК, не долетая до аэродрома 8–10 км, решение о производстве посадки на аэродроме «БАТЮКОВО», несмотря на прямое требование командира звена лейтенанта КОЛОСОВА, изменил, развернулся на 180° и пошёл курсом на свой аэродром, при этом, чтобы не перегреть правый мотор, выполнял с небольшим снижением.
Командир звена, видя изменение решения лётчиком, развернулся на обратный курс, догнал последнего над аэродромом «ВАНГОУ» и потребовал дважды вернуться и произвести посадку на указанный аэродром.
Лётчик СМОЛЮК, не обращая внимания на сигналы командира звена, полёт продолжал на аэродром «СЕРГЕЕВКА СЕВЕРНАЯ». Пролетев 25 км по долине реки «ВАНГОУ» и продолжая терять высоту, в верховьях реки «ВАНГОУ» оказался на высоте ниже, чем высота сопок, оказался в безвыходном положении, не имея возможности продолжать полёт дальше и вернуться обратно, вынужден был посадку произвести на лес. При посадке штурман мл. лейтенант КАЛМЫКОВ убит, стрелок-радист ТЫХЕЕВ, будучи зажатым в переломившейся кабине, сгорел, лётчик ст. лейтенант СМОЛЮК повреждений не имеет.
Причиной катастрофы явилось:
- Недисциплинированность лётчика ст. лейтенанта СМОЛЮК, не выполнившего указания командира АЭ «На случай отказа одного мотора садиться на ближайший аэродром» и невыполнение прямого приказания в воздухе командира звена, требующего произвести посадку на аэродром «БАТЮКОВО».
- Низкий уровень лётной дисциплины в АП и слабая требовательность к лётному составу привело лётчика СМОЛЮКА к прямому игнорированию и невыполнению приказа командира звена.
Виновники:
За недисциплинированность, приведшую к невыполнению указаний командира АЭ и приказа командира звена в воздухе, не принявшего необходимых мер к предотвращению гибели экипажа, лётчик ст. лейтенант СМОЛЮК отдан под суд военного трибунала.
За слабую воспитательную работу и низкую лётную дисциплину командиру 33 АП майору ПЕШКОВУ и его помощнику по лётной подготовке капитану СИТЯКОВУ объявлен СТРОГИЙ ВЫГОВОР.
Командир АЭ капитан ЖУКОВ арестован на 3 суток с содержанием на гауптвахте.
За непринятие решительных мер к выполнению лётчиком ст. лейтенантом СМОЛЮК отданного приказания командира звена лейтенант КОЛОСОВ арестован на 5 суток с содержанием на гауптвахте».