Соломатин Иван Васильевич

Фамилия Имя Отчество: Соломатин Иван Васильевич
Дата Рождения: 20.04.1919
Место Рождения: -
Часть: 5 ОАЭ ПВО ТОФ
Звание: Лейтенант
Должность: Лётчик
Дата гибели: 20.09.1945
Причина: Катастрофа самолёта СБ
Где похоронен: В 2011 г. на кладбище с. Романовка в братской могиле экипажей ВВС ТОФ

Описание

СБ №9/283, моторы М-103А №№023/465 и 043/229.

В ходе выполнения задания на буксировку конуса для обеспечения зенитных стрельб БТЩ в районе островов Аскольд – Скрыплёв самолёт попал в облачность. Стараясь обойти её, стал маневрировать, вопреки приказу не заходить в облака. Прошёл в районе Кневичей на бреющем полёте в сторону сопок. На аэродром не вернулся. Организованные поиски результата не дали. Был найден только через 6 дней. Самолёт взорвался и сгорел, экипаж погиб. Ввиду сильного разложения, трупы экипажа были зарыты на месте катастрофы.

Экипаж: лётчик – лейтенант Соломатин Иван Васильевич, штурман – лейтенант Папченко Алексей Фадеевич, воздушный стрелок-радист – сержант Гриневич Иван Ефимович.

 

Место катастрофы бомбардировщика СБ №9/283 5-й отдельной авиаэскадрильи ВВС ТОФ было установлено во время работы в Центральном Военно-морском архиве МО РФ. Наше внимание привлёк тот факт, что останки экипажа остались на месте катастрофы после их обнаружения поисковой группой эскадрильи.

20 сентября 1945 года экипаж самолёта СБ №9/283 (бомбардировщик, оборудованный в качестве буксировщика) 5-й отдельной буксировочной авиаэскадрильи ВВС ТОФ в составе лётчика лейтенанта Соломатина Ивана Васильевича, штурмана лейтенанта Панченко Алексея Фадеевича и воздушного стрелка-радиста Гриневича Ивана Ефимовича поднялся с аэродрома Центральная-Угловая на задание по буксировке конуса для обеспечения зенитных стрельб. К вечеру самолёт не вернулся на базу. Начатые организованные поиски продолжались 5 дней, но результата не давали. На 6-й день с воздуха были обнаружены разбитые и обгоревшие обломки крылатой машины в сопках в районе деревни Харитоновка.

На место выехала комиссия из офицеров ВВС ТОФ, которая установила, что самолёт из-за потери ориентировки в тумане на скорости 350 км/ч в горизонтальном полёте врезался в склон сопки, отбил плоскости о деревья, загорелся и, пройдя ещё 60-70 метров, взорвался. Тела экипажа разорвало и выбросило из кабин. От лётчика осталась лишь верхняя часть туловища, стрелок-радист застрял в кормовой части фюзеляжа и сгорел в ней. Стараясь не допустить распространения инфекции, остатки обезображенных и разложившихся трупов были засыпаны землей прямо на месте гибели буксировщика.

 

Первый полевой выход на место катастрофы бомбардировщика СБ №9/283 был проведен Поисковым объединением «АвиаПоиск» 14 ноября 2010 года. На месте, не смотря на выпавший снег, была установлена площадь разброса обломков и обнаружены парашютные пряжки, карабины и личные вещи погибшего экипажа. Также был подтверждён номер двигателя самолёта на оторвавшемся редукторе.

Крупных фрагментов не сохранилось, так как в разные годы обломки самолёта выносились с места предприимчивыми сборщиками металлолома из числа жителей п. Заводской. Помощь в обнаружении месте падения СБ оказал местный житель, охотник Евгений Милютин, который хорошо знал этот участок леса. Ранее он находил здесь наушник от шлемофона одного из членов экипажа, и с радостью согласился провести нашу поисковую группу.

Во второй заход 16-17 апреля 2011 года мы полностью отработали место катастрофы СБ №9/283. В ходе работ удалось найти останки экипажа из трёх человек, которые были собраны и приготовлены к процедуре захоронения. Был начат поиск родственников, который, к сожалению, не дал результатов.

Документы Центрального Военно-морского архива подробно рассказали об обстоятельствах этой катастрофы. Предлагаем ознакомиться с ними.

 

НКВМФ

5 ОАЭ ПВО ТОФ                                  Командующему ВВС ТОФ

Командир 5 ОАЭ

Майор Орлов А. Е.

27.09.1945 г.                                       Объяснительная записка по катастрофе самолёта СБ

с. Угловое                                           20.09.1945 года.

 

20.09.1945 г. в 15 ч. 35 мин. экипаж самолёта СБ №61 (9/283) в составе лётчика-лейтенанта Соломатина И. В., штурмана-лейтенанта Папченко А. Ф., стрелка-радиста сержанта Гриневич И. Е. – вылетели на буксировку конуса для БТЩ в районе залив Уссурийский, по истечении времени по плановой таблице на аэродром не вернулся. Запросы о местонахождении самолёта у ОД ВВС ТОФ, ОД ВМОР, ОД Корпуса ПВО и ОД 9 ВА результатов не дали. Самолёт нигде постами и частями не отмечался. Перед вылетом, помимо указания командира звена, мною лично, ввиду неустойчивой погоды были даны лётчикам следующие указания: 1. Внимательно следить за погодой и в случае её ухудшения – вернуться на свой аэродром. В облака и за облака, ни в коем случае не заходить. При облачности по маршруту или в районе работы ниже 400 метров, вернуться домой.

Вопреки данным мной указаниям, лётчик, набрав высоту 600 метров, самовольно изменил маршрут и вместо направления на о. Аскольд, пошёл в сторону г. Артём и с набором высоты скрылся в окно низкой облачности. При попытке вернуть самолёт по радио, оказалось, что он ушёл, не установив связи с наземной станцией и на вызовы не отвечал. Примерно в 17.00 я получит от АМС сообщение об ухудшении погоды в районе Кневичи и севернее с ожиданием ухудшения в районе своего аэродрома. Сделал запрос через ОД ВВС и ПВО о месте самолёта, но о нём ни у кого никаких сведений не было. Продержав старт до наступления темноты, донёс шифром по команде (согласно приказа №80 НКВМФ) о невозвращении самолёта с задания.

21.09.1945 г. организовал поиск самолёта на ПО-2, предполагая возможность катастрофы в районе города Артём – д. Ново-Хатуничи – Романовка. В результате чего в районе деревни Шевелёвка обнаружил разбитый двухмоторный самолёт, определить с воздуха тип и номер не удалось, для уточнения выслал автомашину с людьми, но оказалось, что это, разбившийся 9.08.45 г. ДБ-3 9 ВА. Одновременно по указанию начальника штаба ВВС ТОФ организовал поиск 7-ю самолётами ПО-2 в районе Угловая – д. Раковка – д. Муравейка – Душкино, но ничего не обнаружил.

22.09.45 г. послал группу с автомашиной в район р. Майхе для опроса частей и местного населения. 24.09.1945 г. возвращавшаяся группа доложила, что самолёт не обнаружен, но установлено, что самолёт прошёл по долине р. Майхе до деревни Ново-Хатуничи на высоте 100-150 метров, развернулся обратно назад по долине, и над деревней Радчихэ, развернувшись, скрылся в сопках в северо-западном направлении на бреющем полёте.

Предполагая по рельефу местности возможность катастрофы в сопках западнее деревни Радчихэ и Харитоновки, 25.09.45 г. послал в этот район ПО-2, который обнаружил обломки неопознанного самолёта. На склоне высоты 659 в 15 км западнее деревни Харитоновка для опознания самолёта 26.09.45 г. выехал на место с представителем особого отдела, врачом 38 АБ, фотографом 14 АЭ, инженером АЭ и 4 сержантами АЭ. Обнаруженный самолёт оказался моим. Судя по остаткам самолёта и характеру среза деревьев, а также по положению стрелок найденных 2-х указателей скорости, самолёт на скорости 340-350 км/ч с горизонтального полёта с работающими моторами (очевидно в облачности) врезался в склон сопки, при ударе о деревья отбил плоскости, загорелся и пройдя 60-70 метров взорвался, — экипаж погиб.

Найденные выброшенными, остатки начавших разлагаться трупов лётчика, штурмана и оставшийся, обгоревший в задней части фюзеляжа труп стрелка-радиста, были зарыты на месте катастрофы. Катастрофа явилась результатом недисциплинированности лётчика, самовольно изменившего маршрут полёта, не выполнившего мои указания и командира звена, и нарушившего НПП-38 §9 и 669, зашедшего в район с низкой облачностью в то время как фактическая погода по заданному маршруту и в районе буксировки была хорошая, что подтверждается двумя экипажами, одновременно летавшими в тот же район, и обеспечивавшие части на высотах до 2000 метров (самолёты №62 и 56).

                                                       Командир 5 ОАЭ ПВО ТОФ

                                                               Майор                  /Орлов/

Исп. 3 экз.

Экз. №1-2-3 инсп. по техн.

пилот. ВВС ТОФ

черновик сожжён.198

 

Интересна также медицинская карта происшествия, составленная авиационным врачом 6-го ИАП, майором Пыхтиным, и утверждённая главным авиационным врачом ВВС ТОФ подполковником Богослововым Борисом Александровичем. Она даёт представление о тяжести повреждений членов экипажа бомбардировщика СБ №9/283, а также о том, как разбиралась медицинская сторона лётных происшествий в морской авиации Тихоокеанского флота.

Медицинская карточка

лётного происшествия

  1. Флот ТОФ
  2. Часть 5 ОАЭ ПВО ТОФ
  3. Фамилия, имя, отчество Соломатин Иван Васильевич
  4. Возраст Рождения 1919 г.
  5. Профессия до военной службы Токарь
  6. Образование 8 классов
  7. Военное звание Лейтенант
  8. Должность Лётчик
  9. Лётный стаж 6 лет
  10. Налёт часов общий – 209 ч. 36 м. ночной — высотный – 7 ч. 50 м.
  11. Число боевых вылетов –
  12. Положение лётчика (членов экипажа) в обломках самолёта – В результате удара и взрыва бензобаков экипаж был выброшен с самолёта.
  13. Локация, характер травмы лётчика и других членов экипажа: травмы лётчика и членов экипажа очень тяжёлые: так труп л-чика Соломатина разорван пополам в обл. живота. Половина трупа (таз и нижние конечности не найдены), другие члены экипажа – также с тяжёлыми повреждениями.
  14. Через сколько времени, кем и какая оказана помощь пострадавшему – прогноз. Экипаж найден на 6-й день после катастрофы. Тяжёлые повреждения трупов указывают на мгновенную смерть при катастрофе.
  15. Как распределялись силы одиночного удара в момент падения самолёта (лобовой удар, падение на плоскость, посадка на воду и др.) Лобовой удар в сопку.
  16. Были ли удары лица, головы и других частей тела о выступающие части кабины. Трупы были сильно обезображены, так что трудно определить, были ли удары лица о кабину или другие приборы.
  17. Правильно ли пользовались привязными ремнями лётчик и другие члены экипажа. Правильно.
  18. При каких обстоятельствах произошло лётное происшествие (дата, время суток, тип самолёта, высота полёта, содержание боевого задания, какой по счёту полётов в течение суток произошла авария). При первом полёте за сутки на БП на с-те «СБ» 20 сентября 1945 г. во время между 15-00 и 18-00 часами.
  19. Достаточную ли подготовку имеет лётчик в управлении самолётом, на котором произошло лётное происшествие (налёт часов, на каком типе самолёта: ночной, высотный, общий, усвоение предыдущих заданий). Подготовку на данном типе самолёта в управлении им имеет достаточную: налёт общий , высотный , предыдущие задания усваивал хорошо.
  20. Какие ошибки в управлении самолётом явились причиной лётного происшествия (некоординированность движения, потеря скорости, плохой расчёт посадки, неумение пилотировать по приборам, растерянность, пр.). Неправильные действия в сложной метеообстановке, растерянность.
  21. Правильны ли были действия лётчиков, оказавшихся в данной аварийной ситуации (при отказе прибора на взлёте, низкой высоте, сложной метеообстановке). В сложившейся сложной обстановке действия лётчика были неправильны.
  22. Характеристика здоровья лётчика перед полётом (плохое настроение, головные боли, состояние желудочно-кишечного тракта, алкогольное опьянение, грипп и пр.). Состояние здоровья перед полётом было хорошее, опьянения не было, сон глубокий.
  23. Состояние лётчика до происшествия

а) состояние врачебной комиссии при последующем переосвидетельствовании. В апреле 1944 г. годен к лётной службе по ч. III приказа Г. В. С (далее неразборчиво).

б) какие заболевания, ранения отмечались врачом специалистом в последние два года. Заболеваний, которые могли быть отстранением его от лёт. работы, не было.

в) были ли перерывы в лётной работе по состоянию здоровья из-за заболеваний, ранений, насколько и когда: были перерывы несколько дней (по поводу ночных и др.). По поводу здоровья не прерывал лётную работу.

г) пользовался ли выходными днями и отпуском в настоящем году. Пользовался.

  1. Индивидуальные особенности лётчика.
  2. Самочувствие во время полётов на высоте, в ночном полёте, при пикировании, в сложном полёте, при «болтанке». При медосмотрах в последний месяц (сентябрь 1945 г.) всегда отмечал: в полёте чувствует хорошо.
  3. Отмечались ли боязни, излишняя самоуверенность, отсутствие достаточного внимания и чем они вызваны. Боязни, излишней самоуверенности, забывчивости в полётах не было.
  4. Поведение в боевом полёте – волнуется, горячится, сдержан.

                                        Спокоен.

  1. Состояние после напряжённой боевой работы (с какого вылета чувствует усталость, и чем она выражается, бессонница, нарушение аппетита, понижение внимания, раздражительность, апатичность и др.). После полётов никогда не жаловался на усталость и другие недомогания.
  2. Причины аварии по мнению пострадавшего лётчика и др. членов экипажа. Экипаж погиб.
  3. Выводы авиационного врача полка о причинах, вызвавших лётное происшествие. Состояние здоровья экипажа не явилось причиной данной катастрофы.

 

Авиационный врач 6 авиаполка

Майор медицинской службы            (Пыхтин)

 

Заключение о лётном происшествии врача авиационного ВВС ТОФ

Катастрофа произошла по вине лётчика, зашедшего в туман – прямой лобовой удар в сопку.

Авиационный врач ВВС ТОФ

Подполковник м/с Богословов199

 

2 сентября 2011 года экипаж бомбардировщика СБ №9/283 при большом стечении местного населения, военнослужащих и участников патриотических клубов был с почестями предан земле на кладбище с. Романовка Шкотовского района Приморского