Щербаков Виктор Иванович (ГСС)

Фамилия Имя Отчество: Щербаков Виктор Иванович
Дата Рождения: 01.01.1918
Место Рождения: Ростовская область, Шахтинский район, с. Аграфеновка
Часть: 3 АЭ 50 ОРАП ВВС ТОФ
Звание: Капитан
Должность: Лётчик
Дата гибели: 21 мая 1947 года
Причина: Катастрофа самолёта P-63 Kingcobra
Где похоронен: Приморский край, Шкотовский район, c. Новороссия

Описание

В один из дней мая 1947 года в 50-м авиаполку произошла катастрофа, унёсшая жизнь Героя Советского Союза капитана Виктора Ивановича Щербакова.

Виктор Щербаков родился в 1922 г. в селе Аграфеновка Ростовской области, окончил 10 классов школы, что в те годы считалось серьёзным образованием. Отучившись в Ростовском аэроклубе, поступил в Ейское военно-морское авиационное училище, которое успешно окончил в 1941 году. С июня 1941 г. по октябрь 1942 г. старший лейтенант Щербаков В. И. являясь командиром звена 2-й авиаэскадрильи 11-го гвардейского ИАП ВВС Черноморского флота, прикрывал от налётов вражеской авиации военно-морские базы Керчь, Новороссийск и Туапсе.

К февралю 1945 г., выполняя задания по прикрытию военно-морских баз, бомбардировочной и штурмовой авиации, кораблей и наземных войск, гвардии старший лейтенант Щербаков совершил 359 боевых вылетов, из них 5 успешных штурмовок, 10 вылетов на воздушную разведку территории противника, провёл 35 воздушных боёв, в которых сбил лично 11 и в группе 7 самолётов противника. По типам и количеству сбитые самолёты распределились следующим образом:Heinkel He-111 – 4 штуки, Focke-Wulf FW-190 – 3 штуки, Junkers Ju-52 – 1 штука, Junkers Ju-87 – 1 штука, Junkers Ju-88 – 4 штуки, Messerschmitt Me-109 – 2 штуки, Bucker Bu-133 – 1 штука, Arado Ar-196 — 2 штуки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.03.1945 г. за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, Щербакову Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№5343). Ранее Виктор Иванович был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени и орденом Красной Звезды.

После окончания Великой Отечественной войны старший лейтенант Щербаков В. И. был переведён на Тихоокеанский флот, где продолжил службу в 50-м ОДРАП ВВС ТОФ. В период войны с Японией, с 9 по 23 августа 1945 г. на самолёте Як-9 он совершил семь успешных боевых вылетов на ближнюю разведку Северной Кореи и Маньчжурии с фотографированием ж/д станций, перегонов, и портов противника, три вылета на фиксацию бомбо-штурмовых ударов авиации флота. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, Щербаков добыл ценные разведданные, способствующие разгрому врага. Все его вылеты проводились при сложных метеоусловиях на высотах от 200 метров до бреющего полёта. Помимо основной задачи, пулемётно-пушечным огнём он штурмовал ж/д станции и наземные войска противника, в результате чего было уничтожено до одного взвода пехоты, до 10 автомашин и два паровоза противника. За успешное выполнение боевых заданий против японских захватчиков гвардии старший лейтенант Щербаков В. И. был награждён втором орденом Отечественной войны.

21 мая 1947 года в 11 часов 50 минут, Щербаков взлетел с аэродрома Новороссия Западная для выполнения облёта только что поступившего в часть самолёта Р-63 Kingcobra №4270257 с двигателем «Аллисон» №048221. Сделав два разворота в сторону п. Шкотово, он был прижат низкой облачностью. Приняв решение вернуться обратно по второму развороту, вошёл в проходившую полосу тумана. Это стало фатальной ошибкой. Едва самолёт выскочил из тумана, как перед ним оказалась невысокая сопка высотой 250 м. Лётчик только успел дёрнуть ручку на себя, но истребитель, не набрав высоты, врезался в вершину этой сопки и взорвался. Полные баки топлива спровоцировали лесной пожар, в котором сгорели обломки машины. Останки Виктора Щербакова из района п. Смоляниново, где он погиб, были перенесены в Новороссию и с почестями захоронены на окраине гарнизона в отдельной могиле. За могилой ухаживают школьники Шкотовского района и местные жители. Что касается самой катастрофы, то бывший штурман 50-го ОДРАП, Юрий Александрович Половинкин в своём письме сообщил другую версию произошедшего. Он же и рассказал некоторые подробности о перегонке самолетов P-63 Kingcobraв Приморье.

В 1947 году была выполнена перегонка более 100 самолётов Р-63 «Кингкобра» из Омска на аэродромы Приморья и Сахалина. Возглавлял операцию заместитель командующего ВВС ТОФ полковник Жатьков с главным штурманом ВВС ТОФ полковником Поляковым на самолёте А-20К из состава 50-го ГОДРАП. Лидеровщиками были пять экипажей на А-20К 50-го полка (в том числе и ваш покорный слуга с командиром экипажа ст. лейтенантом Гуриевым У.К.). Было выполнено два рейса. В первом мы с Гуриевым привели десятку Р-63 из Омска на аэродром Унаши, во втором – десятку на аэродром Отомари (Сахалин).

Посадки: Новосибирск – Красноярск – Белая (Иркутск) – Чита – Магдагачи – Хабаровск. Если мне память не изменяет, на втором рейсе на аэродроме Магдагачи возникли проблемы с питанием. Сопровождавший нас Ли-2 (об экипаже я ничего не могу сообщить) был послан в Хабаровск за продуктами и пропал. При вылете из Магдагачи на Хабаровск каждому лидеру был задан маршрут для поиска, но ничего обнаружено не было. Мне ничего не известно о судьбе экипажа и самолёта. Других потерь при перегонке не было.

В день гибели Виктора Щербакова я был далеко от Новороссии: я участвовал в перегонке самолётов Кингкобра Р-63 из Омска на аэродромы ВВС ТОФ в качестве штурмана самолёта-лидера А-20К. По возвращении из командировки мы узнали о катастрофе.Дневные полёты,после взлёта(на Шкотово)и выполнения 1-го разворота влево на с-те Щербакова отказал двигатель и при попытке посадить самолёт вне аэродрома при приземлении Виктор погиб.

Местонахождение