В 1941 году 4-й минно-торпедный авиаполк перевооружался на новые модернизированные машины ДБ-3ф с форсированными моторами М-88. В полку была подготовлена группа летчиков, которым предстояла важнейшая задача перегнать самолеты с завода. 15 сентября 1941 года в полку проводились дневные тренировочные полеты на самолетах ДБ-3ф по подготовке летчиков группы капитана Черняева для выполнения задания по перегонке самолетов с завода №126 в Комсомольске-на-Амуре. Командир звена 4 авиаэскадрильи старший лейтенант Стрелков Михаил Иванович с экипажем в составе штурмана звена старшего лейтенанта Шабана Петра Яковлевича, старшего стрелка-радиста старшего сержанта Опарина Ивана Яковлевича и старшего авиамоториста младшего сержанта Денисова Павла Григорьевича на самолете ДБ-3ф №5815 с моторами М-88 №88261 и №881321 в 13:00 произвел взлет на выполнение слепого полета и вождения самолета по радиокомпасу «Чайка». К концу полетов экипаж на свой аэродром не вернулся.
В аварийном акте самолета старшего лейтенанта Стрелкова есть разбор причин этого происшествия, где исключается ошибка в технике пилотирования и снимается вина с экипажа. Такое бывало редко, и действительно может говорить о вдумчивом глубоком подходе к расследованию катастрофы.
«По катастрофе самолёта ДБ-3Ф.
Описание происшествия /обстоятельство/
17.09.41 года Старший лейтенант т. Стрелков взлетел на самолёте ДБ-3ф М-88 с аэродрома Шкотовский перевал для выполнения упражнения №2 КЛП-38.
В 13 ч. 27 мин. передал по радио Н=2000 мт, время 13.27 «Романовка». После этого связь с самолётом не возобновлялась. В 15-10 время посадки т. Стрелкова было доложено оперативному дежурному 4 АП об отсутствии самолёта. Организованный поиск нарядом 4-х самолётов У-2 и 3-х самолётов УТ-2 в течение 16, 17, 18, а также и высылка двух наземных партий, никаких результатов не дали. Самолёт и экипаж исчезли.
Причины происшествия:
Лётная подготовка т. Стрелкова и подготовка штурмана т. Шабан, при данных метеоусловиях исключает катастрофу по причине ошибок в технике пилотирования и из-за потери ориентировки. Остаётся единственное предположение, что гибель экипажа произошла по причине отказа управления рулём высоты.
На самолётах ДБ-3ф завода №126 длина груза противовеса уменьшена на 2 см, что даёт возможность верхнему ограничительному тросу, даже при нейтральном положении руля высоты, попадать в прорезы крепления груза и ограничивать ход руля высоты вверх до 6 гр.
Такое положение могло создаться в горизонтальном полёте и при изменении режима полёта /планирование/, самолёт с ограниченным ходом руля высоты из угла не выбирался. Идя с опущенным носом т. Стрелков пытался и надеялся вывести самолёт «На горизонт». Отвлёкшись этим, упустил момент выброски экипажа на парашютах. Имея такое положение, старший лейтенант тов. Стрелков мог идти только по прямой, и очевидно, далеко за пределами отведённой ему зоны врезался в землю или воду.
Данное предположение подтверждается случаем со старшим лейтенантом Мироновским из 4 АЭ 4 АП. 19.09.41 года тов. Мироновский проверялся инспектором по технике пилотирования АБ, капитаном Медведевым на самолёте ДБ-3ф аэродром Романовка.
На третьей посадке, при планировании, самолёт не выбирался из угла из-за недобора ручки. Посадка произведена благополучно на колёса. Стартовым осмотром установлено заклинение верхнего ограничительного троса в прорез груза противовеса.
Виновники происшествия:
Катастрофа экипажа т. Стрелкова является следствием конструктивной недоработки узла противовеса руля высоты заводом №126».