Нежигай Николай Васильевич

Фамилия Имя Отчество: Нежигай Николай Васильевич
Дата Рождения: 23 июня 1923 года
Место Рождения: Днепропетровская обл., Криворожский район, с. Лозоватка
Часть: 2 АЭ 115 ОМРАП ВВС ТОФ
Звание: Лейтенант
Должность: Штурман
Дата гибели: 19 февраля 1947 года
Причина: Катастрофа летающей лодки МБР-2
Где похоронен: В тайге. Место неизвестно

Описание

Самолёт МБР-2 №133130 выполнял полёт парой, тёмной ночью, по маршруту: Океанская, станция Раздольная, лагуна Лебяжья – бухта Врангеля – мыс Седловидный –бухта Шамора – Океанская. По истечении назначенного срока он не вернулся.

С рассветом были начаты поиски пропавших самолётов. Через некоторое время удалось отыскать один из них. В архивных документах указано, что МБР-2 с заводским номером №133130 и мотором АМ-34НБ №3106 потерпел крушение в пяти километрах юго-восточнее горы Пидан.

Во время горизонтального полёта он врезался в деревья на южном склоне Ливадийского хребта. Командир звена — капитан Лось Дмитрий Терентьевич и стрелок-радист Сенькин Сергей Николаевич получили ушибы. Штурман звена лейтенант Нежигай Николай Васильевич погиб.

 

Николай Васильевич Нежигай родился 23 июля 1923 года в украинском селе Лозоватка Криворожского района Днепропетровской области.

2 февраля 1941 года он окончил ВМАУ им. Леваневского по курсу «стрелок-бомбардир». За боевые заслуги в войне с Японией в составе 115-го ОМРАП награждён Орденом Отечественной войны II степени.152

С 2007 г. Поисковое объединение «АвиаПоиск» вело розыск места падения самолёта МБР-2. Было совершено 6 полевых выходов, в ходе которых поисковики прочесали весь южный склон Ливадийского хребта и его вершину между горами Литовка (Фалаза) и Ливадийская (Пидан). Привязка к району поиска строилась лишь на рассказе очевидца посещения места гибели самолёта – жительницы г. Владивостока Елены Андреевой, и по предоставленным ей фотографиям, где на хребте запечатлена безлесная поляна и стоят несколько кривых деревьев. По словам Елены, от них было около 10 минут ходьбы пешком до места падения самолёта.

В октябре 2008 г. удача улыбнулась поисковикам, и морской ближний разведчик был обнаружен.

 

Надо отметить, что прямо на поляне рядом с обломками лодки были кучно найдены донышки от ракетницы СПШ-42. Видимо, выжившие лётчик со стрелком подавали сигналы о своём местоположении. Можно лишь представить их состояние после катастрофы, когда пришлось всю ночь сидеть у разбитого самолёта и жечь костёр, а утром по глубокому снегу двигаться в сторону деревни (ближайшая на тот момент – Крещенка).

 

Практически в годовщину катастрофы этих самолётов, на связь вышли родственники лётчика МБР-2 №133130, капитана Лося Д. Т. – его дочь Кочергина (Лось) Лариса Дмитриевна и внучка Елена Козинцева, которые поделились воспоминаниями Дмитрия Терентьевича о той роковой ночи.

Удалось узнать, что штурмана старшего лейтенанта Нежигая Николая Васильевича убило ещё в воздухе взрывом двигателя или оборудования (по словам Ларисы Дмитриевны, отец не любил об этом вспоминать). Лётчик смог посадить повреждённый самолёт на склон хребта, покрытый плотным ельником. Благодаря мягким елям и почти двухметровому слою снега удалось выжить лётчику Дмитрию Лосю и стрелку-радисту этого МБРа — сержанту Сенькину Сергею Николаевичу. Почти через месяц, израненные и истощённые, с обмороженными ногами они добрались до расположения части. Долго пришлось им отлёживаться в избушке лесника. Своего боевого товарища, с которым экипаж прошёл и советско-японскую войну 1945 года, они похоронили в тайге. Прошло меньше полугода, и капитан Дмитрий Лось снова поднялся в воздух, на этот раз на Черноморском флоте, куда перевели его вместе с семьёй.