Мужжавлёв Валерий Николаевич

Фамилия Имя Отчество: Мужжавлёв Валерий Николаевич
Дата Рождения: 13.09.1932
Место Рождения: г. Иваново
Часть: 49 МТАП ВВС ТОФ
Звание: Лейтенант
Должность: Лётчик
Дата гибели: 03.12.1954
Причина: Сбит по ошибке своими истребителями
Где похоронен: Кладбище с. Кневичи Артёмовского городского округа

Описание

В июле 2008 г. отрядом «АвиаПоиск» была проведена полевая экспедиция в Шкотовский район Приморского края на место гибели погибшего торпедоносца Ту-14Т.

В состав ВВС ТОФ пришло всего 14 машин этого типа. Находка этого самолёта является поистине, уникальной, так как ни в одном музее мира не сохранилось ни одной машины данного типа.

К августу 2009 года поисковым отрядом «АвиаПоиск» собраны подробные сведения о произошедшей трагедии, когда по ошибке истребителями МиГ-17 был сбит торпедоносец Ту-14Т 49-го МТАП ВВС ТОФ, пилотируемый лётчиком лейтенантом Валерием Мужжавлёвым. Найденный Ту-14Т был разбит на небольшие и средние фрагменты и определить тип машины можно было с большим трудом. Обломки разбросаны по склонам распадка на площади около 1 квадратного километра, и судя по этой площади, можно представить момент удара.

Реактивный торпедоносец Ту-14Т, который стал поступать в части морской авиации ВМФ в начале 1950-х годов, сам по себе являлся засекреченным. Он выпускался в ограниченном количестве и мало кто из лётного состава видел его «вживую». Это и привело к трагической случайности, которая произошла 3 декабря 1954 г.

Во время учебных полётов экипаж в составе: лётчика лейтенанта Мужжавлёва Валерия Николаевича, штурмана лейтенанта Макричука Юрия Григорьевича и стрелка-радиста Василюка Евгения Николаевича вылетел с аэродрома Кневичи на морской полигон во второй раз, по личной просьбе командира полка и на его самолёте Ту-14Т №2901403.

В это время границу нарушил американский разведчик. С соседнего аэродрома на перехват поднялась пара истребителей МиГ-17, которым был отдан приказ – «Сбивать без предупреждения!».

Лётчики МиГов увидели одиночный самолет, идущий над сопками в сторону моря и, сблизившись, открыли огонь на поражение. На опознавательные знаки никто не обратил внимания. И только после проявления плёнки фотокинопулемётов стало ясно, что сбили свой торпедоносец.

Захоронение экипажа проводилось 7 декабря 1954 г. на кладбище с. Кневичи. Но по словам родственников, оно было больше условным. Гробы были закрыты, а родным сказали, что в них находилось не более пары килограммов биомассы.

К месту катастрофы было решено повторно совершить поисковую экспедицию. В мае 2016 года Поисковое объединение «АвиаПоиск» провело на месте катастрофы полномасштабные полевые работы. Найдены предметы лётного снаряжения экипажа, парашютные пряжки, оборудование кабин и конструкций самолета.

«Судя по разбросу и характеру обломков мысделали вывод, что после атаки истребителей самолет накренился влево и на огромной скорости со скольжением врезался в землю. Удар был такой силы, что весь самолёт в целом, разлетелся на мелкие фрагменты в радиусе до 400 метров от места удара. В такой катастрофе даже останки собрать сложно» — рассказал поисковик ПРМОО «ПО «АвиаПоиск», майор авиации Дмитрий Хмелёв.

В завершении экспедиции поисковики установили памятную доску с именами экипажа.

Марк Эдельштейн, служивший в морской авиации ТОФ в этот период, помнит, что произошло в тот день.

«В конце 53 года переучились на Ил-28. Это уже начало новой эпохи, эпохи реактивной техники. Правда через несколько лет я вернулся на поршня, на Бе-6, и эти пять лет на лодках, последние мои годы на флоте, были, пожалуй, для меня самыми лучшими за всю службу. Ну, о лодках, это отдельная тема.

Но был еще один самолет, реактивный самолет, о котором далеко не все знали, это Ту-14.Очень длинный, низкий, гораздо ниже Ил-28, зелёный.А длина за счёт большого, метра два или больше, гермоотсека, совершенно пустого, там только несколько электронных блоков стояло.Говорили, что Туполев там хотел какой-то третий, дополнительный, двигатель поставить. Армия, говорили, от него отказалась, а у нас было два полка: один на ТОФе, один на другом флоте.

Его необычный вид привёл к трагедии. Это был период «холодной войны». Американцы чуть ли не ежедневно шастали у наших берегов, поднимались истребители, иногда сбивали. Была даже такая форма информации в газетах и по радио: «Были подняты наши истребители, и самолет-нарушитель ушёл со снижением в сторону моря». Значит, е…и его.

Так вот подняли однажды ДСы, пару. Наводили их, наводили на нарушителя, а потом цель потеряли и приказали возвращаться. И вдруг ведущий видит — шлёпает вдалеке какой то длинный, зелёный. Докладывает:

— Вижу цель, разрешите атаковать!

— Опознаёте цель?

-Так точно, опознаю, разрешите атаковать!

— Атакуйте!

А потом, это уже позже по плёнке прослушивали, голос ведомого:
— Вижу наши опознавательные и хвостовой номер!

— Х…я, камуфляж, это «Канберра», прикрывай, атакую!

Как потом оказалось, у ТУшки «Свой-чужой»не работал.
Штурманом на сбитой машине был мой однокашник по Николаевскому училищу, а ведомым пары — однокашник по Ейскому ВМАУ».

 

Спустя некоторое время, в Поисковое объединение «АвиаПоиск» обратилась внучка лётчика сбитого торпедоносца Ту-14Т Валерия Мужжавлёва – Екатерина Чунаева, и сообщила некоторые подробности произошедшего, а также поделилась бесценной информацией в виде фотографий Валерия Николаевича и его семьи.

Мы знали, что экипаж самолета погиб и похоронен с воинскими почестями на кладбище в селе Кневичи. На похоронах присутствовала жена Валерия Николаевича Мужжавлёва – Таисия Ивановна. По рассказам моей бабушки Таисии Ивановны, хоронили в закрытых гробах, по причине того, что тела сильно обезображены. Впоследствии она узнала, что от экипажа нашли в сопках 2 кг останков. По всей вероятности их и захоронили.

На момент гибели Валерий Николаевич был женат с июля 1954 года. В августе 1955 года от этого брака родилась дочь Галина Валерьевна, в настоящее время она проживает в г.Иваново. Еще у деда есть младший брат, проживающий в г. Фурманов, Ивановской области. Мать Валерия Николаевича – Ефросинья Тихоновна умерла в 2003 году.

По словам бабушки, самолёт шёл на учебное бомбометание с полными баками горючего и подвешенными торпедами.Что касается истории всей этой.Был день для учебных полетов. Экипаж Валерия Николаевича выполнил свой полёт и вернулся на базу. Его командир –Герой Советского Союза, попросил его выполнить еще один полёт за него, т.к. у него были причины личного характера, ему нужно было отлучиться. Не заполняя лётных документов за свой полёт, он согласился со своим экипажем вылететь еще раз.

В это время границу нарушил американский самолет – разведчик. С соседнего аэродрома вылетел перехватчик. Летчик перехватчика увидел самолёт и решил, что это американец. С земли поступил приказ – сбивать без предупреждения. Вернувшись на базу, проявили пленку, т.к. при выстреле все фотографировалось, чтобы зафиксировать пробоины самолета.

Оказалось, что это наш самолёт. Стали искать, кто не вернулся на базу. Остальное Вы знаете.