Макричук Юрий Григорьевич

Фамилия Имя Отчество: Макричук Юрий Григорьевич
Дата Рождения: 26.01.1932
Место Рождения: Днепропетровская обл., г. Кривой Рог
Часть: 49 МТАП ВВС ТОФ
Звание: Лейтенант
Должность: Штурман
Дата гибели: 3 декабря 1954 года
Причина: Сбит по ошибке своими истребителями
Где похоронен: Кладбище с. Кневичи Артёмовского городского округа

Описание

В июле 2008 г. отрядом «АвиаПоиск» была проведена полевая экспедиция в Шкотовский район Приморского края на место гибели погибшего торпедоносца Ту-14Т.

В состав ВВС ТОФ пришло всего 14 машин этого типа. Находка этого самолёта является поистине, уникальной, так как ни в одном музее мира не сохранилось ни одной машины данного типа.

К августу 2009 года поисковым отрядом «АвиаПоиск» собраны подробные сведения о произошедшей трагедии, когда по ошибке истребителями МиГ-17 был сбит торпедоносец Ту-14Т 49-го МТАП ВВС ТОФ, пилотируемый лётчиком лейтенантом Валерием Мужжавлёвым. Найденный Ту-14Т был разбит на небольшие и средние фрагменты и определить тип машины можно было с большим трудом. Обломки разбросаны по склонам распадка на площади около 1 квадратного километра, и судя по этой площади, можно представить момент удара.

Реактивный торпедоносец Ту-14Т, который стал поступать в части морской авиации ВМФ в начале 1950-х годов, сам по себе являлся засекреченным. Он выпускался в ограниченном количестве и мало кто из лётного состава видел его «вживую». Это и привело к трагической случайности, которая произошла 3 декабря 1954 г.

Во время учебных полётов экипаж в составе: лётчика лейтенанта Мужжавлёва Валерия Николаевича, штурмана лейтенанта Макричука Юрия Григорьевича и стрелка-радиста Василюка Евгения Николаевича вылетел с аэродрома Кневичи на морской полигон во второй раз, по личной просьбе командира полка и на его самолёте Ту-14Т №2901403.

В это время границу нарушил американский разведчик. С соседнего аэродрома на перехват поднялась пара истребителей МиГ-17, которым был отдан приказ – «Сбивать без предупреждения!».

Лётчики МиГов увидели одиночный самолет, идущий над сопками в сторону моря и, сблизившись, открыли огонь на поражение. На опознавательные знаки никто не обратил внимания. И только после проявления плёнки фотокинопулемётов стало ясно, что сбили свой торпедоносец.

Захоронение экипажа проводилось 7 декабря 1954 г. на кладбище с. Кневичи. Но по словам родственников, оно было больше условным. Гробы были закрыты, а родным сказали, что в них находилось не более пары килограммов биомассы.

К месту катастрофы было решено повторно совершить поисковую экспедицию. В мае 2016 года Поисковое объединение «АвиаПоиск» провело на месте катастрофы полномасштабные полевые работы. Найдены предметы лётного снаряжения экипажа, парашютные пряжки, оборудование кабин и конструкций самолета.

«Судя по разбросу и характеру обломков мысделали вывод, что после атаки истребителей самолет накренился влево и на огромной скорости со скольжением врезался в землю. Удар был такой силы, что весь самолёт в целом, разлетелся на мелкие фрагменты в радиусе до 400 метров от места удара. В такой катастрофе даже останки собрать сложно» — рассказал поисковик ПРМОО «ПО «АвиаПоиск», майор авиации Дмитрий Хмелёв.

В завершении экспедиции поисковики установили памятную доску с именами экипажа.

Марк Эдельштейн, служивший в морской авиации ТОФ в этот период, помнит, что произошло в тот день.

«В конце 53 года переучились на Ил-28. Это уже начало новой эпохи, эпохи реактивной техники. Правда через несколько лет я вернулся на поршня, на Бе-6, и эти пять лет на лодках, последние мои годы на флоте, были, пожалуй, для меня самыми лучшими за всю службу. Ну, о лодках, это отдельная тема.

Но был еще один самолет, реактивный самолет, о котором далеко не все знали, это Ту-14.Очень длинный, низкий, гораздо ниже Ил-28, зелёный.А длина за счёт большого, метра два или больше, гермоотсека, совершенно пустого, там только несколько электронных блоков стояло.Говорили, что Туполев там хотел какой-то третий, дополнительный, двигатель поставить. Армия, говорили, от него отказалась, а у нас было два полка: один на ТОФе, один на другом флоте.

Его необычный вид привёл к трагедии. Это был период «холодной войны». Американцы чуть ли не ежедневно шастали у наших берегов, поднимались истребители, иногда сбивали. Была даже такая форма информации в газетах и по радио: «Были подняты наши истребители, и самолет-нарушитель ушёл со снижением в сторону моря». Значит, е…и его.

Так вот подняли однажды ДСы, пару. Наводили их, наводили на нарушителя, а потом цель потеряли и приказали возвращаться. И вдруг ведущий видит — шлёпает вдалеке какой то длинный, зелёный. Докладывает:

— Вижу цель, разрешите атаковать!

— Опознаёте цель?

-Так точно, опознаю, разрешите атаковать!

— Атакуйте!

А потом, это уже позже по плёнке прослушивали, голос ведомого:
— Вижу наши опознавательные и хвостовой номер!

— Х…я, камуфляж, это «Канберра», прикрывай, атакую!

Как потом оказалось, у ТУшки «Свой-чужой»не работал.
Штурманом на сбитой машине был мой однокашник по Николаевскому училищу, а ведомым пары — однокашник по Ейскому ВМАУ».