Фролов Иван Васильевич

Фамилия Имя Отчество: Фролов Иван Васильевич
Дата Рождения: 13.11.1914
Место Рождения: Московская область, г. Павлов-Посад
Часть: 2 АЭ 16 ОМРАП ВВС ТОФ
Звание: Капитан
Должность: Командир отряда, лётчик
Дата гибели: 10.08.1945
Причина: Не вернулся с боевого задания
Где похоронен: Бухта Тазгоу (Спокойная), берег

Описание

Последнее тяжелое летное происшествие с участием летающих лодок в 16-м ОМРАП произошло 10 августа 1945 г. В этот день полк понес первую боевую потерю среди самолетов PBN-1 ВМФ СССР. Всю предыдущую ночь самолеты находились в полной боевой готовности и в 12:00 «Каталина» с бортовым номером №25 покинула аэродром для ведения разведки. Она должна была сменить другой самолет, который обнаружил в Японском море транспорт противника, вел наблюдение за ним и безуспешно его атаковал. По этому самолету с транспорта велся ружейно-пулеметный огонь. В 17:28 от разведчика поступило донесение: «Веду наблюдение за транспортом, широта 40°32’ с.ш. 132°00’ в.д». В 18:28 летчику было приказано возвратиться обратно на базу Суходол. В 20 часов 44 минуты от самолета №25 поступила последняя радиограмма, затем связь прекратилась. На базу самолет не вернулся. Поиски 11 августа результатов не дали.

А через несколько дней рыбаки обнаружили северо-восточнее Врангеля, на берегу бухты Тазгоу (Спокойная) тела четырех членов экипажа. На место прибыла комиссия 16 ОМРАП ВВС ТОФ, которая осмотрела тела и проверила документы погибших. Это был экипаж пропавшей «Каталины»: летчик капитан Фролов Иван Васильевич, штурман лейтенант Шестаков Александр Иванович, воздушный стрелок-моторист Девятков Константин Михайлович и борттехник техник-лейтенант Мирошкин Пётр Иванович. Погибших с почестями похоронили 20 августа 1945 года здесь же, на берегу Тазгоу. Остальных трёх членов экипажа найти не удалось. Правый летчик лейтенант Ведерников Виктор Павлович, радист-оператор Янчук Анатолий Владимирович и воздушный стрелок Корсунский Иван Михайлович до сих пор считаются пропавшими без вести.

С этой «Каталиной» связано много слухов и домыслов среди населения. Например, рассказывают, что самолет был подбит японскими истребителями и упал в районе бухты Спокойная. Никаких подтверждений этим слухам нет, как нет и ни одного найденного фрагмента самолета. Указанная в докладе капитана Фролова точка с координатами находится в море на удалении около 290 км от аэродрома Суходол. Если «Каталина» возвращалась на базу в сложных метеоусловиях, экипаж мог отклониться от курса и оказаться в районе бухты Спокойная, которая находится в 260 км от места обнаружения противника.

По одной из версий, причиной гибели экипажа «Каталины» капитана Фролова стала ошибка летчика 31-го ИАП ВВС ТОФ капитана Андрианова И.И. Дело в том, что в наградном листе от 27 августа 1945 года, согласно которому капитана Андрианова представляют к награждению орденом Красного Знамени, указано: «В период боевых действий совершил три боевых вылета, из них 2 на прикрытие конвоев и 1 на уничтожение неопознанного самолёта. Своим первым боевым вылетом в тёмную ночь при исключительно сложной метеообстановке, с нового аэродрома капитан АНДРИАНОВ открыл боевой счёт части. На прикрытие конвоев летал в сложной метеообстановке в открытом море на полный радиус действия». Вполне возможно, что действительно капитан Андрианов, пилотируя истребитель ЛаГГ-3 мог в сложных метеоусловиях, в сумерках мог перепутать силуэт «Каталины» с японской летающей лодкой Kawanishi H8K и открыть огонь, не заметив опознавательные знаки и количество двигателей. Такие действия можно объяснить, ведь шла война и любые неопознанные воздушные цели подлежали уничтожению. Подобный случай произошел 10 августа 1945 года с разведчиком Пе-2Р 6-го ОРАП 9 Воздушной Армии, который был сбит своими же истребителями Ла-7 из-за незнания летчиками силуэтов своих самолетов.

В период боевых действий с Японией 31-й истребительный авиаполк базировался на аэродромах Серафимовка и Молдавановка. Истребители ЛаГГ-3 патрулировали восточное побережье Приморья, охватывая район до острова Аскольд. Истребитель капитана Андрианова, высланный по тревоге на перехват неизвестного самолета, действительно мог оказаться в районе бухты Спокойной, куда в это время подходила в облачности «Каталина» Фролова. Расстояние от Серафимовки до б. Спокойной около 200 км. ЛаГГ-3 66-й серии, а именно такими и вооружались истребительные части ВВС ТОФ, имел дальность 650 км, и вполне мог выйти к южному побережью, провести воздушный бой и вернуться на базу.

В любом случае, причастность капитана Андрианова к гибели экипажа «Каталины» капитана Фролова – это лишь версия, подтвердить или опровергнуть которую можно только в случае обнаружения самолета PBN-1 с бортовым номером «25», который до сих пор числится пропавшим без вести, а в бухте Спокойной захоронены только четверо членов экипажа летающей лодки.