Летом 1945 г. экипажи активно готовились к боевым действиям. Личный состав 115-го и 16-го ОМДРАП ВВС ТОФ готовился вести дальнюю морскую разведку кораблей противника и высаживать десанты морской пехоты в японские порты. 1 августа 1945 года во время учебного полета летающая лодка PBN-1 из 2-й авиаэскадрильи 16-го Отдельного морского дальнеразведывательного авиаполка ВВС ТОФ в тумане врезалась в склон высоты с отметкой 405 метров, около перевала в 4 км западнее бухты Шамора. В обломках самолета сгорели 5 членов экипажа: летчик лейтенант Апаринов Г.П., второй летчик младший лейтенант Юшин В.М., оператор сержант Ростовцев В.Ф., бортмеханик старшина Канюка И.А. и стрелок старший краснофлотец Новиков Е.С. Чудом удалось выжить двум матросам, находящимся в задней части фюзеляжа – стрелку-мотористу старшему краснофлотцу Медведеву Г.Е. и стрелку старшему краснофлотцу Дегтярёву К.М. При ударе о сопку их выбросило из фюзеляжа на месте разлома. Матросы получили рваные раны, глубокие царапины и ушибы.
«Описание происшествия:
Лётчик Апаринов, выполняя задание по технике пилотирования в районе бухты Шамора, вошел в туман. На береговой черте п-ова Муравьёв-Амурский на удалении от берега 4–5 км на высоте 300–400 мт., разворачиваясь в тумане на 180°, врезался в склон сопки. Самолет сгорел. Экипаж: лётчик лейтенант Апаринов Г.П., второй лётчик мл. лейтенант Юшин В.М., оператор сержант Ростовцев В.Ф., борт-механик старшина Канюка И.А. погибли, стрелок моторист ст. краснофлотец Медведев Г.Е. и стрелок ст. краснофлотец Дегтярев К.М. получил ранения.
Причины происшествия: неграмотная оценка
- Летчиком Апариновым погоды данного района и недисциплинированность, вопреки запрещения командира АЭ, вошел в туман.
- Плохая организация полётов, экипаж летчика Апаринова выпущен в воздух для выполнения комплексного полёта продолжительностью 3 часа без штурмана.
Виновники: 1. Лётчик лейтенант Апаринов.
- Начальник штаба АП майор Занчев
- Пом. Командира АП майор Корычев
- Командир АЭ капитан Гребенченко
Мероприятия: 1. Запрещены полёты без полного состава членов экипажа.
2.Изучить со всем лётным составом радиоаппаратуру слепого полёта.
Виновн. Наказать приказом Команд. ТОФ
Командующ. ВВС ТОФ
Генерал-лейтенант авиации (ЛЕМЕШКО)
Начальник Штаба ВВС ТОФ
Генерал-майор авиации (ПОЧИКОВСКИЙ)
Главн. Инженер ВВС ТОФ
Инженер-полковник (ЯРАМЫШЕВ)»
Обстоятельства катастрофы «Каталины» у Шаморского перевала проясняет рапорт майора Занчева Н.Д. на имя командира 16-го ОМДРАП полковника Нижегородцева Михаила Дмитриевича.
«Оставшись за Вас, я накануне происшествия, т.е. 31.07.1945 г. назначил аэродромные полёты на 1 августа 1945 г. Согласно моих указаний 2 АЭ запланировала полёты с 9:00 1.08.45 г. Полёты 2 АЭ планировались на Н-ное бомбометание, стрельбу по щиту, полёты под колпаком и техника пилотирования в зоне вторым лётчиком.
В день полётов с утра погода не позволяла производить полёты, поэтому мною командиру 2 АЭ были даны указания о начале полётов не с 9:00, а к 11:00 часам, облачность поднялась до 300–400 мт и видимость до 10–15 км, поэтому полёты под колпаком в зоне были остановлены.
В 11 ч. 45 м. 2 АЭ начала полёты. Запланированные шесть самолетов по плановой таблице все вылетели. Полётами руководил сам. Самолет лейтенанта АПАРИНОВА взлетел в паре с ведомым в 11 ч. 37 м. После взлёта лейтенант Апаринов отвернул в право от ведущего – пошёл в район м. Седловидный. Примерно через 30–40 м. после вылета 2 АЭ один самолет, пройдя над ЦПУ, развернулся на м. Азарьева, взял курс вдоль восточного берега полуострова Муравьёв-Амурского в направлении на б/х Шамора. К этому времени в районе Шамора стоял туман и сплошная облачность, т.е., начиная от м. Энгельма и южнее полуостров Муравьёв-Амурский был закрыт.
Указанный выше самолет следует вдоль берега, через некоторое время скрылся в облаках. После подсчёта самолётов в воздухе, оказалось, что одного не видно. Мною было установлено наблюдение в сторону скрывшегося самолёта в облачности.
С этого момента в районе аэродрома наблюдалось только 5 самолётов вместо 6 самолётов. По запросу всех самолётов по командной радиостанции все ответили, кроме самолёта лейтенанта АПАРИНОВА. На запрос наземной радиостанции самолёт АПАРИНОВА также не отвечал. На запрос по моему приказанию, капитаном Лукьяновым, находящимся в воздухе, о месте и высоте самолёта АПАРИНОВА последний так же не отвечал. Примерно около 15 час. мне ОД сообщил, что между Океанской и Шаморой сел самолёт. После уточнения места посадки и количестве убитых и раненых из состава экипажа, я решил, что это самолёт лейтенанта АПАРИНОВА. Поэтому я ОД ВВС передал, чтобы организовал немедленную помощь с Океанской, одновременно отдал приказание на подготовку катера и спасательной группы для следования в б/х Шамора. Я с катером и людьми в 16:00 убыл к месту.
По опросу красноармейцев Строй Роты, работающих на аэродроме Шамора, установил, что самолёт над аэродромом в направлении полуострова пролетел без четверти 13 часов, поэтому есть основание полагать, что самолёт потерпел катастрофу около 13 часов предположительно, считаю, что:
- Самолёт, скрывшийся в облаках, являлся самолётом лейтенанта АПАРИНОВА.
- Причиной катастрофы явилось самовольное вхождение, вопреки запрещения, в облачность лейтенантом АПАРИНОВЫМ.
НАЧАЛЬНИК ШТАБА 16 СМАП ВВС ТОФ
МАЙОР ЗАНЧЕВ»
В медицинском заключении по катастрофе «Каталины» лейтенанта Апаринова описаны повреждения, полученные членами экипажа:
«МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экипаж самолета №16 состоял из лётчика лейтенанта Апаринова, второго лётчика мл.л-та Юшина, оператора ст. серж. Ростовцева, бортехника старшина Канюка и стрелков мотористов: Новикова, Дегтярёва, Медведева. Экипаж весь погиб за искл. – стрелков-мотористов Дегтярёва и Медведева. Весь экипаж прошёл годовую мед. комиссию 24 апреля 1945 года, призван годным без ограничений. Очередной медицинский осмотр прошли в июне м-це 1945 г, состояние здоровья хорошее. Перерывов в лётной работе не было. Вынужденных посадок и аварий по состоянию здоровья не имел.
За амбулаторной помощью экипаж не обращался в течение 45 года, за искл. стрелка-моториста Медведева, который находился на стацион. лечении в лазарете в/части 42804 по поводу эпидермофитии стоп. Выписан в хор. состоянии. Накануне полёта экипаж чувствовал хорошо, жалоб на состояние здоровья не предъявлял, настроение было хорошее.
Выносливость лётного состава хорошая, после полётов усталость, переутомление не отмечалось. Отклонение от норм. быт. условий и злоупотребления алкоголя не наблюдалось.
Степень повреждения: лейтенант Апаринов и мл. лт. Юшин перелом обеих ног, рук, размозжение лицевой части головы, ранение жизненно важных паренхиматозных органов. Трупы обгорели. Старшина Канюка, ст. сержант Ростовцев и стрелок Новиков: размозжение черепа, перелом рук и позвоночника и множественное ранение паренхиматозных органов – смерть наступила моментально. Стрелок-моторист Медведев – имеет сотрясение мозга в лёгкой степени, ушиб правой плечевой кости, множественные ссадины головы, лица и верхней части туловища. Состояние здоровья в настоящее время удовлетворительное. Стрелок-моторист Дегтярёв – ссадины спины, размер 5х30 см, поверхностная рана правой щеки, ожог предплечья правой руки. Состояние здоровья хорошее».
Сама летающая лодка PBN-1 имела заводской номер 02870 и моторы «Пратт-Уиттни» мощностью 1200 л.с. каждый, с номерами: правый №138961, левый №26962. Самолет был изготовлен в США и эксплуатировался с 1944 года; общий налет составлял 141 час 27 минут.
В различное время в местной газете «Золотой Рог», журналистом Сергеем Кожиным был опубликован ряд статей о сбитом над Владивостоком американском разведывательном самолёте «Нептун». Все слухи, описанные в статьях, говорили об обломках некоего американского самолёта в районе бухты Шамора. Туда неоднократно приезжала американская комиссия по делам военнопленных и пропавших без вести, но установить тип самолёта и данные экипажа не удалось.
В июне 2018 года место падения гидроплана посетила российско-американская международная экспедиция, призванная поставить точку в истории «псевдонептуна». Участники Поискового объединения «АвиаПоиск» приняли самое активное участие в работе комиссии. Американскими исследователями на месте были найдены несколько парашютных пряжек, ряд личных вещей, пуговица от советского военно-морского кителя фрагмент обуви. От самого самолёта с тех пор не осталось, практически ничего, кроме нескольких кусков обшивки, стальных трубок и большого количества гильз калибра 12,7 мм с американскими маркировками на донышках.
При содействии автора статей, С. Кожина, в октябре 2008 г. «АвиаПоиск» провел разведку и осмотр места гибели неизвестного самолета, что сделало возможным опровергнуть версии об американских разведчиках и подтвердить, что на Шаморском перевале лежат обломки потерпевшей катастрофу 1 августа 1945 г. «Каталины» лейтенанта Апаринова. Удалось обнаружить шильду с маркировкой типа мотора R-1830-92 и с выбитыми на ней номерами: D-4480, AN-9510 и NXS-1233.